MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

Как корреспондента "Кафы" задержали на нефтебазе Феодосии

31.08.2004    джерело: (“Кафа”, г. Феодосия, 24.07.2004)

Когда статья "Через Феодосию хотят переваливать мазут" готовилась в печать, корреспондент газеты "Кафа" Александр Чердак получил задание сфотографировать ведущееся строительство в районе нефтебазы. Нам нужна была иллюстрация к материалу, и А. Чердак отправился в район Феодосийского предприятия по переработке нефтепродуктов (ФПОНП). Однако в тот момент, когда журналист сделал несколько снимков не огороженного места, где идет строительство, к нему подошла женщина, которая представилась охранницей предприятия, и попросила отдать ей фотоаппарат.

Корреспондент отказался отдать фотоаппарат

А. Чердак отказался отдать фотоаппарат охраннице. Разговор между корреспондентом и охранницей удалось записать на диктофонную пленку.

- ...Вы предоставьте удостоверение, - говорит охранница.

- Вот мое удостоверение, теперь покажите ваши документы, - отвечает А. Чердак.

- Документов нам не положено, мы находимся на посту, охранник (фамилия звучит неразборчиво)... Светлана Сергеевна.

- А почему вам не положено документов на посту?

- Разъяснений я не даю, сейчас придет начальник, и все объяснит.

После этого разговора женщина, представившаяся охраннницей, позвала на помощь молодого человека, ее помощника, который представиться отказался.

- Извините, я поехал домой, - говорит А. Балаганов. - ...Не надо меня толкать, и оставьте велосипед в покое. Отойдите с дороги.

- Вы - задержанный, вы находитесь на территории охраняемой, - уточняет охранница. - Вы задержаны охранником.

- Как зовут охранника, который меня толкает? - спрашивает журналист. - Покажите ваши документы, я хочу знать, как вас зовут.

- Вам должно быть достаточно того, что я вам представилась, - отвечает женщина, назвавшаяся Светланой Сергеевной.

В этот момент пререкания продолжались, но на пленку не записаны: женщина ударила корреспондента по руке, и диктофон выпал из рук на землю. Журналисту удалось поднять и снова включить диктофон.

- Вы применяете силу, и стоите у меня на дороге, не даете мне пройти, уйдите с дороги, - просит Александр.

В этот момент женщина звонит по телефону кому-то, и говорит:

- Мы задержали корреспондента, который снимал, а он сопротивляется, - говорит женщина.

- Он не сопротивляется, - уточняет А. Чердак. - Я настаиваю на том, чтобы вы, молодой человек, сказали, как вас зовут. Покажите ваши документы. Уберите руки от велосипеда.

- Вы задержаны за нарушение, - говорит охранница. - ...Вы сопротивляетесь и пытаетесь скрыться с объекта, охраняемого охраной.

К этому времени подъехал еще один человек, и на диктофонной пленке слышится новый голос:

- Вы знаете, что здесь запрещено снимать?

- Откуда я это знаю? - спрашивает журналист. - Здесь что, стоят таблички или территория огорожена?

- Но вас предупредили? - мужской голос.

- Нет! Кто и когда меня предупредил? - снова спрашивает корреспондент.

Затем корреспондент просит охранников набрать номер телефона редакции в Феодосии: 3-23-01. Но в просьбе ему отказывают.

- Пройдемте с нами, - говорит мужчина.

- Я никуда с вами не пойду.

- У вас есть разрешение фотографировать?

- Какое разрешение? - говорит корреспондент.

- Зачем вы закрываете микрофон рукой? - голос А. Чердака. - Отпустите микрофон.

На этом диктофонная запись обрывается.

Вызывали СБУ и милицию

Выяснение отношений продолжается. А. Чердаку все-таки удалось дозвониться до редакции с проходной предприятия, и сообщить о том, что его задержали. Сотрудники "Кафы" тут же связались по телефону с директором ФПОНП, который пообещал разобраться в том, что происходит. Александр Бартенев перезвонил через некоторое время и рассказал, что корреспондент фотографировал в неположенном, по его мнению, месте, и прежде, чем фотографировать, нужно было попросить разрешения. Он также сообщил, что с сотрудником "Кафы" проведут беседу, и отпустят. Корреспондента действительно отпустили, но только после того, как вынули из цифрового служебного фотоаппарата карту памяти. Таким образом, работа редакции на ближайшие два дня была практически парализована. Было сорвано выполнение заданий в Приморском и Керчи.

Карта, которую изъяли на ФПОНП, до сих пор находится на предприятии. Нам ответили, что отдадут ее только после особого распоряжения директора. Попытки редакции связаться по телефону с начальником охраны Василием Сторчоусом, чтобы выяснить, когда вернут имущество редакции, ни к чему не привели.

На место происшествия по просьбе охраны ФПОНП приехали сотрудники Службы безопасности Украины (СБУ). "Кафа" связалась по телефону с начальником Феодосийского отделения СБУ Борисом Шиловым.

- На место выехали сотрудники СБУ и МВД, потому что охрана предприятия сообщила, что задержали человека, который производил съемки нефтебазы, - сказал Б. Шилов, - поэтому подъехали удостовериться, кто этот человек. Удостоверились, что это местный житель и корреспондент газеты, и уехали. Никаких вопросов у нас к нему не возникло. Охранники нефтебазы вправе вызывать милицию и СБУ, потому что у них возникло подозрение: это - объект повышенной опасности.

Кроме того, сотрудники "Кафы" задали Б. Шилову и другой вопрос: "А рядовой гражданин, которому понравилось какое-то здание, мимо которого он проходит, разве не может его фотографировать?".

- Думаю, что может фотографировать, кто ему может запретить? В принципе, в законе этого нигде не написано, - сообщил Борис Григорьевич.

До директора ФПОПН "Кафинцы" дозвонились в субботу

Представляем точку зрения директора ФПОНП Александра Бартенева:

- Карта возвращена не будет, она будет оплачена, а снимки нет, конечно. На сегодняшний день по инициативе американцев, даже конкретно скажу, в целом береговая охрана Америки выступила с инициативой и в том числе Украина участница, и подписала все эти документы. Появился новый документ, где все четко сказано. Вам кто разрешил это делать? Вы же, вообще, совершенно без понятия: где, что, куда и кем строится - "Кафой", мафой, абэвэгэдой или так далее. Это абсурд такой. И кто дал право, у меня категорически запрещено. Более того, я не знаю там, СБУ и так далее, я на вас подам в суд и выиграю его 100%. Я готов, и я оплачу вам эту карточку, но карточку вы получите без фотографий, совершенно однозначно. И мне есть, на что сослаться - на этот документ новый и прочее, и прочее.

По линии СБУ проходит масса документов, которые, к сожалению, подтверждают, что в нашу страну заехал ряд террористов, по национальности - арабы. Понимаете или нет? СБУ тут на ушах стояло и меня десять раз проверяло. Я сейчас разберусь с руководством Крыма СБУ, так это же они и требуют, и проверяют, как мы это делаем. Я обращусь в суд просто и выиграю его, я лично, Бартенев, выиграю суд, 100% вам говорю, если при таком вашем подходе, пожалуйста, нет проблем, а то, что пленочку у вас изъяли - я знаю на какой документ и СБУ знает.

- Мне кажется странным запрещать человеку фотографировать место, которое видно отовсюду, то есть там все машины проезжают мимо, все это видят. Что ж страшного в этом такого? - спрашивает корреспондент "Кафы".

Ответ А. Бартенева:

- И базу всю видят. Залезь на дом куда-то и всю базу видно. Так вот мы и следим, чтобы этого не было, для того там охрана выставляется. Вот вам ответ. Там все коммуникации, узлы и так далее. А попадет туда, куда не надо, вы меня простите, я несу уголовную ответственность за подобные вещи, если кто-то войдет и так далее. Это же особый объект, в Крыму такого объекта нет второго. Я вам еще раз говорю, что... в свете этих требований, я даже могу показать вам название документа. Да ничего я больше вам показывать вообще не буду. Вы пишите, что хотите, а я вам официально говорю, что оплачу ваш чипик и никаких проблем, но совершенно однозначно, без снимков.

Комментарий директора юридического сервиса Украинской ассоциации издателей периодической прессы Али Сафарова (Киев):

- В соответствии со статьей 26 закона Украины "О печатных средствах массовой информации (прессе) в Украине" (пункты 1, 3 части второй) журналист имеет право на свободное получение открытой по режиму доступа информации, открыто делать записи, в том числе с помощью любых технических приспособлений. Исключения из этого правила могут быть предусмотрены только законом. Нарушения законных прав журналиста в соответствии с пунктом 3 части второй статьи 41 указанного Закона являются основанием для дисциплинарной, гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности. Статья 171 Уголовного кодекса Украины предусматривает уголовную ответственность за умышленное препятствование законной профессиональной деятельности журналиста, максимальной мерой наказания предусмотрено ограничение свободы сроком до трех лет.

P.S. Корреспондент газеты "Кафа" Александр Чердак, собирается подать заявление в прокуратуру.

Редакция

 Поділитися