MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

Нынешняя избирательная кампания – взгляд изнутри…

19.01.2005   
Константин Реуцкий, г.Луганск
По мнению автора, в Украине невозможен сине-белый Майдан? Прежде всего, потому что жить в стране кучмы-януковича, насквозь коррумпированной феодальной стране большинству из нас уже невыносимо. И, прежде всего, потому, что Янукович попросту не имеет такой массовой народной поддержки как Ющенко.

Нынешняя избирательная кампания интересна и ярка, как никакая другая за последнее десятилетие. Накопилось. Похоже, пришла пора платить за свое равнодушие к идущим в стране политическим процессам. За наше безразличие, в которое так хотела верить власть. Что ж, мы давали ей повод. Теперь нам будет стоить больших усилий убедить ее в обратном.

Казавшаяся незыблемой система власти дала трещину. Эта трещина прошла через все украинское общество. Она ширится и в ней все яснее видны допущенные властью бесчисленные преступления. Виновные в злоупотреблениях чиновники готовы на все, чтобы избежать ответственности. Этот страх толкает их на совершение преступлений еще более тяжких. Ничуть не смущаясь, они продолжают подталкивать свой народ к гражданской войне. Их действия вполне объяснимы, но оставлять их безнаказанными не менее преступно.

Много общаясь с людьми, начинаешь понимать секрет непобедимости нашего народа. Соотечественники не хотят говорить ни о чем, кроме американских валеночек и наколотых апельсинок. Мой опыт общения с избирателями в Луганске говорит, что фальсификации будут и при переголосовании. Админресурс продолжает использоваться. По крайней мере, на востоке. Не в том объеме, как раньше – чиновничья вертикаль так же перестала быть политически однородной – не так открыто, но не менее цинично. Руководители большинства госпредприятий по-прежнему, в нарушение закона, активно влияют на своих сотрудников, используют для агитации производственные помещения и транспорт. В кассах вокзалов по-прежнему висят лозунги провластного кандидата в президенты.

Фальсификации будут. Не в последнюю очередь, благодаря усилиям региональных СМИ. Многие из нас доведены до такого истерического состояния, что готовы по собственной инициативе, совершенно безвозмездно участвовать в фальсификациях. Готовы сознательно преступить закон. Для фальсификаций уже даже не потребуются бандиты. Многие жители восточных областей готовы проголосовать за «своего» кандидата на стольких участках, со скольких им придут приглашения. А придут, похоже, со многих. Проверить это будет чрезвычайно трудно. Опасаясь серьезных провокаций, сторонники оппозиции на востоке не спешат записываться наблюдателями и членами избирательных комиссий. На многих участках, особенно в районах, отдаленных от областных центров наблюдателями от Ющенко, наверняка, будут выступать сторонники Януковича. А у многих убежденных его сторонников представление о законопослушности полностью соответствует представлению самого Януковича.

Но столь же масштабный подлог, как 21-го ноября уже не возможен. Мы получим гораздо более точное представление о политических симпатиях украинцев. Янукович, вероятнее всего, значительно отстанет от своего оппонента, но, заручившись электоральной поддержкой востока, останется влиятельной политической фигурой и будет существенно влиять на социально-экономические процессы в стране. Таким образом, баланс сил будет соблюден, и это будет демократично. Но это — в лучшем случае. Если ему хватит политической воли не допустить провокаций во время и после выборов 26-го декабря. Надеюсь, что события последних недель убедили его не делать подобных опрометчивых шагов. Но можем ли быть в этом уверенными? Ведь несмотря на свои смелые заявления о готовности выступить перед собравшимися на майдане, премьер так и не отважился хотя бы просто выйти на киевские улицы. Он знает о нашем протесте только со слов своих консультантов и журналистов. Может быть, он так и не понял нас, не ощутил нашей решимости, не осознал, насколько существенно она отличается от решимости его сторонников. Понимает ли Виктор Федорович, что его существенно подорванное политическое здоровье не вынесет новых провокаций со стороны его команды?

Почему невозможен сине-белый Майдан? Да, прежде всего, потому, что Янукович попросту не имеет такой массовой народной поддержки как Ющенко. Если нам удастся избежать масштабных фальсификаций при переголосовании, мы все удивимся, насколько эфемерны эти пресловутые 15 миллионов. «Вместе мы – сто тысяч Я!», поется в одной из януковских агитационных колядок. И это честно. Эта цифра уже гораздо ближе к истинной. Кроме того, мотивация его приверженцев не настолько сильна, чтобы за свой счет приехать в столицу, в неизвестность, в голод и холод, рискуя не только здоровьем, но даже и жизнью. А финансовых ресурсов для того, чтобы оплатить пребывание в Киеве сколько-нибудь убедительного количества своих приверженцев, у него нет. Проиграв и этот тур, Я., возможно, опять постарается взять реванш в пророссийски настроенных регионах. Остановит ли его возможное в этом случае кровопролитие? Или напротив, он и его команда сами же и попытаются его спровоцировать? Пусть прогнозируют политологи. Нам остается только делать все возможное, чтобы предотвратить конфликт и надеяться на лучшее.

Почему невозможен сине-белый Майдан? Потому что жить в стране кучмы-януковича, насквозь коррумпированной феодальной стране большинству из нас уже невыносимо. Нас приучали молчать, и мы смолчали бы и в этот раз. Но киевляне дали нам надежду.

Мы выехали в Киев 22-го ноября, на следующий же день после начала акции гражданского неповиновения. Просто оделись потеплее, купили билеты, взяли необходимый минимум денег и поехали. В поезде мы нашли еще около трех десятков своих знакомых, едущих на главную площадь страны, ставшую на две последующие недели главной площадью мира. И мы ехали не просто скандировать лозунги, мы ехали, готовые встать под милицейские пули, готовые отдать жизни за то, чтобы наши дети жили в свободной, демократической стране. Уверен, что большинство приехавших в Киев в первые дни «оранжевой революции», знали чем они рискуют. Полагаете, это можно купить? Нас были сотни тысяч. И с каждым днем нас становилось все больше и больше.

Мне известен секрет «массовости» акций сторонников Януковича. По своей сути это та же печально известная «карусель». Подозреваю, что те же десятки донецких автобусов, что парковались на моей улице в Луганске в день митинга сторонников премьера, стояли во время его выступлений и в Харькове, и в Николаеве, и в Одессе. Без пассажиров этих автобусов митинги Я. не были бы возможны. Эта информационная война, толкает страну на грань другой, по настоящему страшной войны.

Оранжевым был не только Майдан, оранжевой была вся столица, оранжевой была едва ли не вся страна. Бело-синий Киев невозможен потому, что мы отстаиваем не банальный кусок хлеба, а нечто большее – право жить честно и свободно, не боясь высказывать свое мнение, зачастую расходящееся с мнением правящих элит. Мы хотим жить в стране, где власть открыта и подконтрольна своему народу. Другими словами, наше видение Украины является полной противоположностью тому, как видит ее Янукович и те, кто оплачивает его счета.

Мне откровенно не по душе клише «оранжевая революция». В этом есть определенная романтика, но оно не отражает сути происходившего. К счастью, революции не произошло. Не потребовалось. У власти хватило ума внять нашей решимости, нашей воле к переменам. Был осознанный и решительный протест против попрания властью наших конституционных прав. И мы готовы отстаивать их и впредь.

А Виктор Федорович все твердит о неких его «бригадах», собирающихся в Киев после 26-го декабря. Отказывается признавать факт, что время «бригад» в Украине безвозвратно прошло. Придется признать. Мы уже видели «многие тысячи возмущенных рабочих и шахтеров», ринувшихся в столицу на любезно предоставленных МПС поездах, чтобы защитить «выбор всего Донбасса». Печальное зрелище.

Не все об этом знают, но организованный Януковичем ноябрьский рейд своих сторонников «на Киев!» не обошелся без жертв. Двое из них вернулись в Донецк мертвыми. Пали, защищая конституционный строй и суверенитет нашей родины? Увы. Алкогольное отравление.

Премьер-министр последнее время говорит много. Даже слишком. Говорит на понятном сторонникам языке. Речь премьера поразительно сочна. Особенно тогда, когда он не читает с листа. Какими только эпитетами не награждает он своих оппонентов. Такой искренности не было ни у кого из украинских политиков. Но, надо признать, ни у кого из них не было и такой «интересной судьбы», такой «школы жизни». Даже подбирая с листа написанное его спичрайтерами, кандидат при всяком удобном случае норовит оговориться. По Фрейду. «Я і моя команда зробимо все, щоб український народ почував себе у небезпеці» (теледебаты). Сказано – сделано. То же и о «крысах, бегущих с корабля». Уважаемый Виктор Федорович, спросите бывалых, любой севастопольский моряк подтвердит вам, что крысы никогда не ошибаются.

Януковичу нравится твердить о необходимости соблюдения Конституции, но многие его высказывания заставляют думать, что сам-то он и не потрудился ознакомиться с содержанием основного Закона страны. Он говорит о «правовом нигилизме». Звучит эффектно. Но что-то наводит на мысль, что «проффесор» не вполне понимает смысл термина «нигилизм». Он заявляет себя оппозиционером, и это глупо оспаривать. Янукович давно находится в оппозиции к украинским законам, презрение к которым он и его соратники доказывают каждым своим действием. Искренне не хочу этими своими высказываниями обидеть сторонников премьера, но, согласитесь, по сравнению с его «оранжевыми крысами», мы выражаем себя более чем сдержано.

Премьер обещает таким тоном, что ему трудно не поверить.

Но упаси нас Бог от «донецкого экономического чуда»! После таких заявлений невольно задаешься вопросом: а бывал ли бывший донецкий губернатор внутри своей области? Да что далеко ходить, в Макеевке, которая, без преувеличения, находится через дорогу от Донецка, был ли он? В полумиллионном городе, где уже 13 лет нет горячей воды, где на окраинах, зияя провалами окон, стоят зловещие полупустые высотки, в городе, где, несмотря на весь его промышленный потенциал, едва ли не половина населения не может найти достойную работу, и вынуждена ежедневно ездить работать в соседний Донецк. А стоило бы съездить. Ему, этому профессионалу-хозяйственнику, этому «новому человеку в Украинском политикуме» стоило бы поколесить по ухабистым дорогам своей бывшей вотчины, прежде чем делать нам такие заманчивые предложения. Думаю, что если для сторонников «единого кандидата» из других регионов организовать туры по донецкой области, то их у Януковича значительно поубавится. Крымчане, одесситы, голосующие «за мир и стабильность», позвольте спросить вас, были ли вы в Торезе? В Енакиево? В Славянске? Знаете ли вы, чем на самом деле пахнет это экономическое чудо, которым вас сейчас пытаются накормить? Знаете ли вы, что понимают под «миром и стабильностью» те, кто пытается возвести на престол Януковича? «Стабильность» в их понимании – это возможность так же безнаказанно паразитировать на нашей стране, как они делали это последние 14 лет. А «мир» – это наша с вами покорность.

Мы оспариваем не выбор донецких шахтеров. Мы оспариваем претензии одной из финансово-политических сил на безраздельное господство в нашей стране. Оспариваем царящие в Украине коррупцию и беззаконие. Поймите это отличие. Мы выступаем не против жителей украинского востока, не против простых тружеников (а именно так и пытаются представить наш протест «независимые» восточные СМИ), а только лишь против преступной власти.

Коррупция везде. Она стала нашей плотью и кровью. Мы уже не можем представить своей жизни без ее маленьких преимуществ. Трудно устоять перед соблазном заплатить за билет не 12 гривен в вокзальную кассу, а всего-то пятерочку сговорчивому проводнику. Сам знаю, как трудно. Не только система власти, но и весь уклад нашего общества диктует нам ее необходимость и неизбежность. Трудно не дать взятку за разрешение на открытие торговой точки. За разрешение на строительство дома. За заключение о соблюдении норм пожаробезопасности. Но если этому не научиться, мы всегда будем крепостными. Давайте учиться видеть дальше маленьких сиюминутных выгод. Они имеют обыкновение через время возвращаться к нам масштабными социальными потрясениями. Давайте не будем разменивать свое будущее. Сегодняшняя ситуация – это и есть плод нашей недальновидности. Она созревала десятилетие. Это конфликт тех, кто хочет продолжать пользоваться выгодами коррупции, для кого она удобна и тех, кто понимает, что так больше жить нельзя, что общество переросло это средневековое мировоззрение и намерено развиваться дальше.

 Поділитися