MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

Копча Виктор (г. Кривой Рог, Днепропетровская область)

20.02.2005   
Адвокат: Аркадий Бущенко

20.11.03 г. в 17 часов в Кривом Роге при ограблении был убит некто.  В ходе расследования данного убийства сотрудниками правоохранительных органов в короткий период были задержаны 28 человек, занимавшихся обменом валют. Среди них был задержан и Копча при следующих обстоятельствах.

 Около 6 утра 25.11.03 г. в квартиру Копчи явились пять работников отдела по борьбе с организованной преступностью (ОБОП) Криворожского городского управления милиции, из которых один был вооружен автоматом, и двое понятых. Работники милиции, предъявив постановление Дзержинского районного суда об обыске, провели обыск в его квартире. Во время обыска были обнаружены и изъяты два бронежилета, резиновая палка, охотничьи ножи, а также маскировочная одежда, которая осталась после увольнения Копчи из милиции, где он работал в 1991-1997 гг.

 После обыска Копчу доставили в Дзержинский районный отдел милиции  Кривого Рога. Целый день он находился в кабинете работника уголовного розыска. Здесь у него сняли отпечатки пальцев, сфотографировали, сделали смывы с рук для определения наличия на коже пороховой гари. В течение целого дня Копче никто не сказал о причинах, по которым его задержали и содержат под стражей в милиции.

Около 9 часов вечера старший уполномоченный ОБОП подполковник Бурилов сковал наручниками Копче руки за спиною и вывел на улицу к машине. После этого Копчу привезли в здание ОБОП. Там его поместили в темную камеру, где находились еще двое задержанных.

С 22 до трёх часов ночи Копчу допрашивали оперативные работники. Во время допраса он был скован наручниками. Допрос сопровождался угрозами, в частности, ему угрожали тем, что поместят в общую камеру, чтобы сокамерники его как бывшего работника милиции «опустили». В возможности пригласить адвоката Копче было отказано.

В ходе допроса в кабинет в сопровождении двух крепких оперативных работников зашел заместитель начальника ОБОП областного управления милиции. Заместитель начальника ОБОП начал угрожать расправой. Допрос с угрозами продолжался примерно четыре часа и закончился около трёх часов ночи.

После допроса, Копчу поместили в камеру в здании ОБОП, где находились еще двое задержанных, и до утра он был в наручниках.

Камера имела размеры 2х2 м, зарешеченное окно размером 10х10 см с толстым стеклом. Свет в камеру не проникал. Сидеть приходилось на полу.

В этой камере он пробыл в наручниках до вечера 27.11.03 г., когда его доставили в прокуратуру Дзержинского района к следователю. Он сказал следователю, что находится в наручниках уже более двух суток, что третьи сутки ему не дают воды, и попросил снять  наручники. Следователь рассмеялся и сказал, что «и так будет хорошо», пообещав Копче «разобраться с ним на улице Чичерина» (адрес следственного изолятора в Днепропетровске). Следователь также сказал: «Мне нужна только твоя явка с повинной». Просьба пригласить адвоката или сообщить семье его рассмешила. Выслушать  доводы следователь отказался. Копча, со своей стороны, отказался давать показания в отсутствие адвоката.  После допроса, его отправили в городской изолятор временного содержания (ИВС).

 В ИВС Копче сообщили, что он задержан на трое суток в соответствии со статьей 115 УПК.

Перед тем, как завести в камеру, его обыскали. Для обыска его раздели донага на виду у 4 работников ИВС. Двое из них вели обыск, двое – наблюдали за процессом. После обыска ему не позволили одеться, и  Копча вынужден был войти в камеру нагим со своими  вещами в руках.

В камере находились еще трое задержанных. В камере было так же холодно, как и на улице. Камера кишела клопами и вшами. Спал Копча на  очень грязном матраце. Еда подавалась в одной посудине, из которой вынуждены были есть все сокамерники. В камере было ведро с водой, однако ни кружек, ни стаканов для питья не было. Холодная вода выдавалась один раз в сутки. Пища была очень плохого качества и выдавалась в недостаточном количестве. В 10 часов утра выдавалась кружка кипятка. В 14 часов выдавалась общая миска мутной жидкости с несколькими макаронинами. Еще на одной общей тарелке – пшеничная каша, сваренная на воде, примерно по 200 граммов на каждого. Также выдавался слабо заваренный чай без сахара. В 18 часов вновь выдавалась такая же порция пшеничной каши и стакан чистой воды.

 В качестве туалета использовалась пятилитровая кастрюля. Отправлять естественные надобности приходилось на виду у остальных сокамерников. Кастрюля постоянно находилась в камере, накрытая полиэтиленовым пакетом.

В этой камере Копча провел трое суток, с 27 до 30 ноября. В это время его никто не допрашивал.

30.11.03 г. Копчу доставили в суд для решения вопроса о заключении под стражу или освобождении.

Судья задала лишь один вопрос о том, что он может сказать в своё оправдание. Копча ответил, что он невиновен, что у него есть алиби и что ему было отказано во встрече с адвокатом. Судья приказала его вывести и вслух сказала: «Добавить семь суток». На просьбу Копчи провести допрос судья не отреагировала.

Из суда Копчу вновь доставили в ИВС, где он провел ещё шесть суток.

5.12.03 г. его перевели в камеру, в которой содержались лица, осужденные за разбойное нападение и воровство. Во время вечерней проверки дежурный офицер, сверяясь со списком задержанных, намерено громко сказал в присутствии других заключенных: «Не стыдно? А еще сотрудник милиции, погоны носил».

Вернувшись в камеру, Копча едва не подвергся насилию со стороны сокамерников. Примерно через час Копчу вывели из камеры и привели к оперативному работнику ИВС, который спросил, будет ли он писать явку с повинной. Копча отказался, и его снова вернули в камеру.

6.12.04 г. он был освобожден под подписку о невыезде.

О  задержании Копчи не был уведомлен никто из его  родственников. Только на третий или четвертый день родственники смогли установить место, где Копча содержался под стражей. Однако никакой информации о причинах  задержания им не сообщили.

За все время  содержания под стражей Копча ни разу не был официально допрошен следователем.  Устные просьбы, адресованные к должностным лицам, главным образом, к оперативным работникам, сообщить прокурору Дзержинского района о задержании и предоставить  возможность встретиться с адвокатом, были проигнорированы.

  3.06.04 г. Копча подал жалобу в Европейский Суд с просьбой признать нарушение ст. 3, ст. 5 §§1, 2, 3, 4, 5, ст. ст. 13 и 18 Конвенции.

 Поділитися