MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

Красивая жизнь за колючкой. В Днепропетровской колонии высаживают розы и устанавливают памятники

22.02.2005   
Леонид Фросевич, "Ведомости", (Киев — Днепропетровск — Киев)
Смею напомнить, что в одном из украинских городов есть так называемая образцово-показательная колония, которая живет и работает по стандартам Совета Европы. А что происходит в других городах и поселках, где есть специфические учреждения с колючей проволокой? Как там обстоят дела с правами человека? Желая получить ответы на эти и другие вопросы, корреспонденты "Ведомостей" посетили Днепропетровскую исправительную колонию №89.
Гостиничный сюжет
Казенный дом ни за что не перепутаешь с каким-либо другим заведением. Он всегда узнаваем... Вот высоченная тюремная стена, "ощетинившаяся" колючей проволокой. Чуть вдали — сторожевые вышки, на которых молчат стражники. На ближнем плане, за колючкой, просматриваются какие-то зданьица с зарешеченными окнами. Словом, тюрьма — она и есть тюрьма. В ее стенах вы нигде не встретите плакатов с надписью: "Добро пожаловать!" Здесь просто исполняют волю государства, посему — хочешь не хочешь, а тебя все равно привезут сюда под конвоем и долгие годы будут глаголить, что такое добро, зло, а еще — каждодневно внушать, что только честный и добросовестный труд красит человека.
...Мы на КПП. Контролер проверяет наши паспорта, забирает их. Сдаем также мобильные телефоны, говорим, что в карманах и сумках нет оружия, наркотиков. Нас просят подождать. Первые мысли: 89-я, может быть, переживает нелегкие времена?
Вбился гвоздем в память совет из Интернета: "При посещении колонии готовьтесь к мрачному, совершенно гнетущему виду как тюремных помещений, так и тюремщиков".
Спустя десять минут знакомимся с начальником 89-й — полковником внутренней службы Валентином Нечипоруком. Он — в роли гида. И приглашает нас... в так называемый накопитель. Это небольшая территория размером с волейбольную площадку. Вокруг — металлические прутья, а на входе — электронная рамка безопасности. Она пищит... Значит, надо снять часы, положить на столик ключи, зажигалки... Нечипорук поясняет, что этот пятачок сделали после известной попытки побега "смертников" из киевского СИЗО №13. Так сказать, ради подстраховки.
Первый маршрут — в домик, где происходят свидания. Записываю в блокнот: "Если бы не решетки на окнах, то не догадался бы, что это особое заведение. Гостиница, да и только. Причем не захудалая, с разбитыми тумбочками, допотопными кроватями и выцветшими обоями, а просто хорошая, да еще с горячей водой, телевизором... Здесь царят уют и комфорт".
"Мы хотим, чтобы постояльцы хоть на какое-то время забыли о тюрьме. А потом... Родственники осужденных ведь не совершали преступлений. Почему же они должны страдать?" — это полковник Нечипорук комментирует гостиничный сюжет.
А тем временем мы уже на кухне. Здесь как раз несколько женщин занимались стряпней: кто-то варил борщ, кто-то готовил салат... В общем, коммунальная квартира, правда, с современным кухонным оборудованием, добротной мебелью. Стоимость проживания — от 24 до 66 гривен в сутки. "Да некоторые люди дома не имеют таких условий, как в комнатах свиданки!" — бросает реплику розовощекая тетушка.
Но даже несмотря на все блага цивилизации, эта гостиница живет по строгим законам пенитенциарной системы. Так положено. Вот, к примеру, досмотр продуктов. Без него никак нельзя. Есть хитрецы, которые прячут деньги в хлеб, а водку закрашивают под компот... Но все эти технологии давно известны контролерам. Посему у тех, кто приезжает на свидание, подчас возникают неприятности.
Здесь обитают убийцы, разбойники всех мастей, прожженные воры, отъявленные насильники, наркодельцы и т. д. Колония имеет средний уровень безопасности (по-старому — строгий режим). Кроме того, в 2003 году на этой территории был создан сектор максимального уровня безопасности — здесь отбывают наказание лица, приговоренные к пожизненному лишению свободы. Вот об этой публике — короткий разговор в кабинете Нечипорука.
"Пожизненников" в 89-й — несколько десятков. Среди них — убийца одесских курсантов, дорожный разбойник (в прошлом старшина милиции), днепропетровский "джек-потрошитель"... Но вот что удивительно. По словам первого заместителя начальника колонии Алексея Какатеева, основная масса заключенных негативно относится к тем, кому, как молвится, век свободы не видать.
Впрочем, эта мысль то и дело звучала также в ходе беседы с обитателями зоны. Встречались и более радикальные высказывания, например, такие: "Если бы кто-то из "пожизненников" оказался среди нас, мы бы его разорвали!" Но такому преступлению не бывать, ведь корпус, где коротают время самые ужасные бандиты, стоит особняком, он огражден от других зданий. Сюда имеют доступ только охранники. Об этой мини-колонии мы еще поговорим в одной из следующих публикаций.

(“Киевские ведомости”, №4, 18 января 2005 г.)
 Поділитися