MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

Указ оздравоохранении №1694/2005: заметки критикана

03.01.2006   
Александр Богданов
Опытный практический врач (гинеколог высшей категории) критикует предлагаемую систему реорганизации здравоохранения

При беглом прочтении нового Указа Президента Украины «Про невідкладні заходи щодо реформування системи охорони здоровя» сначала возникает реальное ощущение дежавю. При более детальном изучении появляется чувство, определяемое термином «цілковитий розпач».

 Все это мы уже видели, читали, обсуждали на собраниях и ругали, так сказать, в кулуарах. Слова, слова… Море слов, связанных в предложения, но столь же мало связанных с реальным положением вещей, как приснопамятная «Программа КПСС», обещавшая коммунистический рай в ближайшем будущем. Даже термины те же: «забезпечити», «передбачити», «створити», «розробити», «вжити заходів», «подати на розгляд», «утворити», «вирішити», «внести на розгляд», «заснувати» и т. д.

 Эти указания направлены чиновникам от медицины, так же далеким от знания реального положения вещей в здравоохранении, как бухгалтер от лечения больных. Будем же более конкретны и рассмотрим «судьбоносный» документ по частям.

 

 «Розвиток сімейної медицини в Україні»

 

 Указ предлагает до 1 июня 2006 г. внести на рассмотрение Верховной Рады «загальнодержавну программу розвитку сімейної медицини в Україні». Где в широкой печати этот проект был опубликован? Кто из практических врачей его по-настоящему обсуждал, не боясь определенных санкций со стороны руководства?

 Мы (вернее, о н и) стремимся ударными, воистину социалистическими, темпами срочно внедрить западную модель семейного врача, совершенно не думая о наших реалиях, наших практических возможностях, а также об определенной ментальности нашего населения.

 В отношении сельской медицины особых возражений нет. Сельские врачи и в настоящее время действительно семейные, т. к. вынуждены оказывать помощь практически при всех заболеваниях. Но что касается медицины городской, наблюдается полный беспредел. Харьков, как всегда в подобных случаях, «впереди планеты всей». И первую в Украине кафедру семейной медицины организовали, и участковых терапевтов с медсестрами срочно обучили, аттестовав в качестве «семейных». Умолчим о темпах и качестве этого обучения. Сие не для «широкой печати»…

 А что изменилось? Неужели новоиспеченные и снабженные официальными сертификатами участковые терапевты действительно смогут более-менее правильно лечить грудных детей и наблюдать беременных, вскрывать гнойники и абсцессы, исследовать глазное дно и прямую кишку?.. И какая, например, нормальная женщина, проживающая не в глухой деревушке или отдаленной окраине, а в центре мегаполиса, будет наблюдаться по беременности или лечить, скажем, гинекологическое воспаление у участкового терапевта, даже импозантно поименованного «врач семейной медицины»? Ведь только назвать насморк ринитом, а понос - диареей, явно недостаточно. Создавать же надлежащие условия для работы семейного врача (помещение, оборудование, достойная оплата труда и т. д.) даже там, где он действительно нужен и реален, никто не спешит, да и в обозримом будущем не будет, «бо немає коштів». Так зачем огород городить? Зачем нереальные прожекты, вызывающие раздражение и трудно сдерживаемое негодование не только медиков, но и большинства населения?

 Необходимо срочно отменить всеобщий переход к семейной медицине для городов, имеющих многопрофильные поликлиники, оставив его для отдельных поселков городского типа и городских окраин, территориально значительно отдаленных от медицинских учреждений.

 Повсеместное же (слепое и бездумное) следование вышеописанной доктрине приведет к значительному ухудшению качества медицинской помощи вообще, и доступности для пациентов врачей «узких» специальностей, в частности. Куда девать сотни «освободившихся» педиатров, гинекологов, окулистов, невропатологов и т. д.? Переучивать на семейных врачей? Но это нереально, бесперспективно и не нужно. Или предложить им оставить медицину вообще? Неужели не понятно, что время революционных преобразований давно ушло?

Семейную медицину имеет смысл внедрять постепенно, в течение десятков лет. Постепенно готовить врачей по этой специальности (не формально, а действительно по международным стандартам), постепенно заменять ими нынешних участковых терапевтов, непременно предоставив нормальные условия для работы. Тогда (также постепенно) население поймет, что с насморком или серными пробками в ушах нет смысла бежать в поликлинику к ЛОР-врачу, и занозу также вполне успешно удалит семейный врач, чья амбулатория расположена в сотне-другой метров от дома…

 

 «Створення єдиної системи надання екстреної медичної допомоги»

 

 В Указе речь идет про «створення єдиної системи надання екстреної медичної допомоги». Давно пора. Но все это пустые прожекты, не подкрепленные конкретными мероприятиями.

 Не надо выдумывать велосипед, надо просто передать эту службу МЧС, как во всех более-менее «нормальных» странах. Совершенно правильно, что теперь МЧС включает и пожарную охрану, бывшую ранее в ведении МВД. Теперь дело за скорой помощью. Давно пора закрыть так называемые «больницы скорой помощи». Харьковский почти 1000-коечный монстр на Павловом поле, именуемый больницей скорой и неотложной помощи (ранее № 4), ввиду огромных размеров совершенно неуправляем, у главного врача и его многочисленных заместителей обычно не доходят руки до потребностей догоспитального звена.

 Безусловно, рационально и необходимо, чтобы персонал скорой помощи, а также оборудование, транспортная база и проч. находились в ведомстве МЧС, которое будет координировать все чрезвычайные ситуации. Создание в Харькове службы 112 не решило проблемы подчиненности скорой помощи, эта служба (112) имеет только, так сказать, совещательный, а не решающий голос. То есть, она будет только передавать в диспетчерскую скорой помощи поступившие вызовы и, вроде бы, контролировать их выполнение. Лишняя бюрократия.

 Нам представляется, что необходима срочная передача абсолютно всех отделений, станций, выездного и диспетчерского состава больниц скорой помощи в стране в ведение МЧС. Тогда будет и соответствующий подбор персонала: на «скорой» должны работать молодые, здоровые, энергичные, физически и морально крепкие сотрудники, а не старушки-старички пред- и постпенсионного возраста, задыхающиеся при подъеме пешком на второй-третий этаж. И вопросы технического и медикаментозного обеспечения не будут решаться как сейчас – по остаточному принципу (что осталось из медикаментов и устаревшей аппаратуры в стационаре невостребованным – то на «скорую»).

 Тогда, вероятно, не будет проблем с дополнительным вызовом на место несчастного случая спасателей: приехавшая бригада МЧС («медики-спасатели») сможет и заблокированные двери автомашины (квартиры) открыть, и пострадавших извлечь, и комплекс реанимационных мероприятий провести на соответствующем уровне. И вопросы оплаты труда будут решены по справедливости, а не так, как сейчас, когда, медицинский персонал, сидящий на приеме в теплой и светлой поликлинике получает практически столько же, сколько медики «скорой», об условиях работы которых и реальных опасностях этого труда написано немало.

 Столь же декларативными и оторванными от реальной жизни выглядят «пропозиції» об информатизации отрасли здравоохранения, предупреждению сердечно-сосудистых и сосудисто-мозговых заболеваний и т. д. Предложение же относительно «подготовки и подачи Президенту Украины ежегодного доклада о состоянии здоровья населения Украины и санитарно-эпидемиологической ситуации» – чисто бюрократический ход. Нам, практическим медикам, хорошо известно, как именно будут собираться и обрабатываться цифры и другие данные для этого доклада, и как далеки будут они от действительного положения вещей. Сообщенные Президенту сведения, например, о «значительном росте количества семейных врачей» по вышеизложенным причинам ничего хорошего и полезного не отразят.

 И опять будут разговоры о неоправданном росте количества медперсонала при снижении качества медицинской помощи. И снова будут поиски виновных…

 

 Поділитися