MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

От жалких попыток оправдываться позора не меньше

06.03.2006   
Галя Койнаш
Комментарий к заявлению СБУ о причастности узбеков, выданных режиму Каримова, к исламской террористической организации

Возмутительно, что украинские власти, выслав людей искавших убежища, нарушив при этом и украинское законодательство, и международные соглашения, теперь ссылаются на угрозу международного терроризма в оправдание своих жестоких действий.

28 февраля пресс-секретарь главы Службы безопасности Украины Марина Остапенко заявила в эфире «5-го Канала», что "граждане Узбекистана, о которых идет речь, были причастны к организации, которая согласно с резолюцией Совета безопасности ООН 2001 года признана террористической".

Действительно, есть такая организация – «Исламское движение Узбекистана» (ИДУ), которая была включена в 2000 году в американский список иностранных террористических организаций. Но пусть это не отвлекает нас от главного. А главное заключается в том, что, во-первых, нет никаких доказательств того, что узбеки, которые были принудительно возвращены в Узбекистан, имели хоть какое-нибудь отношение к этому движению. Общеизвестно, что Каримов регулярно обвиняет своих противников любых политических взглядов в причастности к ИДУ. Если подобные обвинения фигурировали в запросе Узбекистана об экстрадиции, их надо было тщательно расследовать.  Опять же ничего не свидетельствует о том, что такое расследование имело место.  Более того, если были предъявлены такие обвинения, и власти сочли их обоснованными, то почему в самом начале СБУ утверждала, что выслала нелегальных мигрантов?

Во-вторых, и это самое существенное, девять из одиннадцати узбеков, задержанных властями, не только официально обратились к украинским властям за предоставлением убежища, но были официально зарегистрированы УВКБ. Их заявления были рассмотрены и отклонены за 7 дней, что никак нельзя считать выполнением обязательств по международным соглашениям о защите беженцев. Тем более, что их принудительно вернули в страну, где они вероятнее всего подвергнутся преследованиям и пыткам. Им не позволили консультироваться ни с адвокатом, ни с представителями УВКБ перед высылкой. Поэтому крайне трудно считать заслуживающим доверия утверждение г-жи Остапенко о том, что задержанные сами отказались от своего права на обжалование решения суда. Даже если публике предоставят какие-то письменные заявления, якобы подписанные узбеками, возникнут закономерные сомнения относительно того, добровольно ли они отказались от своего права, поскольку представители узбекских спецслужб, по всей вероятности, были рядом.

На сайте ХПГ подробно писали о явном нарушении украинских процессуальных норм и международных соглашений. Поэтому здесь я ограничусь тем, что еще раз выражу сожаление, что власти, которые декларируют свою приверженность демократическим принципам и правам человека, упорно не желают адекватно реагировать на резкое осуждение этого позорного поступка как гражданскими организациями в Украине, так и мировой общественностью. 

Попытка сослаться на борьбу с терроризмом, чтобы оправдать грубые нарушения прав человека, сближает Украину с репрессивными государствами, и никоим образом не способствует курсу Украины на демократию, о котором говорит Президент Украины.
 Поділитися