MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

Узбекские чекисты орудуют в России

30.03.2006    джерело: www.memo.ru
Виталий Пономарев
По словам автора узбекские спецслужбы действуют в России практически открыто и помимо официальной выдачи по запросам об экстрадиции практикуются скрытая экстрадиция (под видом депортации) и даже похищения.

Правозащитный Центр "Мемориал" и Комитет "Гражданское содействие" получили информацию о нескольких новых случаях задержания в России этнических узбеков, разыскиваемых правоохранительными органами Узбекистана по политическим и религиозным мотивам.

27 февраля 2006 г. в г.Бузулук Оренбургской области были задержаны трое выходцев из Узбекистана: Юсупов Икромиддин Маматкобулович, 1978 г.р., уроженец Сурхандарьинской области, гражданин Узбекистана, Саломов Бахтиёр Норкулович, 1978 г.р., уроженец Сурхандарьинской области, гражданин России, Боймирзаев Мухтар Абдусаттарович, 1975 г.р., уроженец Норинского района Наманганской области, гражданин Узбекистана.

Задержания проводились в ходе совместной операции ФСБ и РУБОП.

Жена Боймирзаева - Нигора - сообщила ПЦ "Мемориал", что при обыске арендуемой ее семьей квартиры (ул.Шевченко дом 84 кв.2) присутствовали также двое сотрудников узбекских спецслужб (один из них по имени Санжар сказал, что представляет СНБ Узбекистана).

Семья Боймирзаевых не является религиозной и не имела проблем с властями в Узбекистане. Супруги приехали в Бузулук на заработки примерно 9 месяцев назад. 19 февраля 2006 г. к родственникам Мухтара Боймирзаева в Наманганской области пришли сотрудники милиции и попросили дать его адрес в России.

При обыске квартиры Боймирзаевых в Бузулуке были подброшены несколько листовок "Хизб ут-Тахрир"[1] и 2 экз. журнала "Аль-Вай". При этом супруги были лишены возможности наблюдать за происходящим: жена с тремя детьми была блокирована на кухне, а ее муж, закованный в наручники, стоял лицом к стене. По словам Нигоры Боймирзаевой, когда ее муж стал возмущаться подбросом литературы, один из сотрудников узбекских спецслужб ударил его по голове. Боймирзаев содержался под стражей более 2 недель и был освобожден 16 марта. При этом сотрудники милиции "рекомендовали" ему не рассказывать о произошедшем и вернуться на родину.

Двое других задержанных остаются под стражей.

Икромиддин Юсупов был объявлен в розыск в Узбекистане по ст.159 и 242 УК РУ за участие в партии "Хизб ут-Тахрир". По словам сотрудников милиции, после задержания он признал свою принадлежность к этой организации. В России проживал более 3 лет по паспорту на имя гражданина Кыргызстана Равшана Хакимова, 1980 г.р. У него были изъяты 2 таджикских и 2 киргизских паспорта. В настоящее время рассматривается вопрос о его экстрадиции в Узбекистан.

Бахтиёр Саломов находится в России более 4 лет. В прошлом он привлекался к ответственности за участие в "Хизб ут-Тахрир", однако, переехав в Россию, отошел от деятельности этой организации. Женившись на гражданке РФ Надежде Скворцовой, принявшей ислам, получил российское гражданство. Поскольку Саломов не разыскивался властями Узбекистана, против него возбудили уголовное дело по ст.134 УК РФ (половое сношение с лицом, не достигшем 16-летнего возраста). Дело возбуждено по факту его женитьбы (бракосочетание было проведено в августе 2004 г. - за 2 месяца до того, как невесте исполнилось 16 лет).

Родители Надежды Сворцовой, проживающие в Тольятти, сообщили ПЦ "Мемориал", что 4 марта у них на квартире была изъята исламская литература. А 13 марта, когда они с дочерью приехали в Бузулук, сотрудники правоохранительных органов "обращались с ними грубо, унижали и оскорбляли". Следователь Фролова Е.М. оказывала давление на их беременную дочь "за ее вероубеждение". Надежду Скворцову также возили на судебно-медицинскую экспертизу для подтверждения факта беременности, поскольку следователь отказался признать документы, выданные медицинским учреждением в Тольятти. В результате супруга Саломова испытала психологический стресс и "неделю болела".

28 февраля и 1 марта 2006 г. более 10 этнических узбеков, проживавших в Бузулуке, были задержаны на срок от 10 до 16 часов. В допросах некоторых их них участвовали двое сотрудников узбекских спецслужб. По словам одного из местных милиционеров, "узбеки приехали к нам за 4 дня до операции, а потом уехали в Самару".

2 февраля 2006 г. в Грязинском районе Липецкой области сотрудниками УБОП был задержан гражданин Узбекистана Муминов Рустам Тулаганович, 10.02.1965 г.р., уроженец г.Жаркургон Сурхандарьинской области, временно зарегистрирован в селе Девица Усманского района Липецкой области, объявленный в розыск в Узбекистане по ст.159 ч.3 п."б", 216 ч.1, 244-1 ч.3 п."а" и 244-2 ч.1 УК РУ за распространение материалов и участие в деятельности организации "Хизб ут-Тахрир". 4 февраля 2006 г. Грязинский городской суд Липецкой области санкционировал его арест.

О задержании Муминова, работавшего поваром в местном кафе, ранее сообщали российские информационные агентства и региональные СМИ, а 21 марта 2006 г. этому событию был посвящен специальный репортаж телеканала НТВ. При этом некоторые публикации содержали дезинформацию, переданную журналистам сотрудниками российских спецслужб.

Так, в сообщении РИА "Новости" от 06.02.2006 утверждалось (со ссылкой на пресс-службу УФСБ по Липецкой области), что задержанный "попал в поле зрения контрразведчиков в прошлом году, когда, пытаясь избежать уголовной ответственности за совершенные преступления во время мятежа в Андижане, прибыл в город Грязи Липецкой области". Причастность задержанного к "андижанскому восстанию" упоминалось и в других публикациях. Однако как следует из документов, имеющихся у правозащитных организаций, Муминов был объявлен в розыск 30 апреля 2005 г. - то есть за две недели до "андижанских событий".

При встрече с адвокатом Муминов отрицал свою принадлежность к "Хизб ут-Тахрир". По его словам, он фактически живет в России с 2000 г., занимался коммерцией, периодически ездил в Узбекистан, где проживают его жена и три дочери. До переезда в Липецкую область жил в г.Мичуринске Тамбовской области, где в 2004 г. был осужден на 6 месяцев колонии-поселения за "подделку документов" - использование фальшивой миграционной карты.

В настоящее время рассматривается вопрос о его экстрадиции в Узбекистан.

2 марта 2006 г. в г.Звенигороде Одинцовского района Московской области был задержан гражданин Узбекистана Мирзаев Абдукарим Абдунабиевич, 12.04.1964 г.р., уроженец Чинозского района Ташкентской области, объявленный в Узбекистане в розыск 19 октября 2002 г. по ст.159 ч.3 УК РУ.

По данным ПЦ "Мемориал", Мирзаев был задержан в Ташкенте в июле 1999 г. после того, как при досмотре машины были обнаружены издания "Хизб ут-Тахрир". В конце 1999 г. он был приговорен к 6 годам лишения свободы. Освобожден в соответствии с указом об амнистии от 22.08.2001. В 2003 г. эмигрировал в России, где проживал по фальшивому кыргызскому паспорту на имя Саидалимова Саидумара Бурхоновича, 1962 г.р. Мирзаев возглавлял лепешечный цех на местном рынке.

Его знакомые заявляют, что он был задержан в результате провокации, организованной с участием сотрудников УБОП Московской области после конфликта, возникшего на коммерческой основе. Арестованному предъявлено обвинение по ст.228-1 УК РФ (сбыт наркотиков) по факту якобы имевшей место продажи 2,5 г наркотического вещества. Мирзаев отрицает свою вину и просит предоставить ему переводчика. Насколько известно, обыски по месту его жительства и работы не проводились. Следствие ведет районная прокуратура. В настоящее время Мирзаев идентифицирован как лицо, находящееся в международном розыске. Другие подробности этого дела пока неизвестны.

Описанные выше случаи - лишь те, что стали известны за последнее время правозащитным организациям. Вероятно, такого рода инцидентов намного больше. В настоящее время сотни граждан Узбекистана, скрывающихся от преследования на родине, проживают в России, власти которой не предоставляют убежище никому из политических и религиозных беженцев из стран СНГ.

Узбекские спецслужбы действуют в России практически открыто.

Помимо официальной выдачи по запросам об экстрадиции практикуются скрытая экстрадиция (под видом депортации) и даже похищения.

Жалобы на незаконные действия такого рода остаются без ответа. Во многих случаях лишь активная позиция международных организаций может обеспечить безопасность выходцев из Узбекистана, ищущих убежище в России.

Об авторе: Виталий Пономарев - директор Программы мониторинга прав человека в Центральной Азии Правозащитного Центра "Мемориал"

 



[1]  Партия Хизб ут-Тахрир (Партия исламского возрождения  – это одно из целого ряда движений за возрождение «чистого ислама», то есть идеализируемого государства времен Мухаммеда и первых, «праведных», халифов (такие движения обозначаются термином «салафийя»). Партия возникла в 1953 году и развивалась с тех пор преимущественно на арабском Ближнем Востоке, где рассчитывала своей проповедью призвать мусульман к воссозданию Халифата; более привычный для региона путь заговоров и подготовки восстания партия отвергла. Нелояльность Хизба нынешним арабским властям повлекла повсеместные и жестокие преследования: ни одного режима, способного терпеть радикальную критику, в регионе не оказалось. Для репрессий против Хизба не требовались доказательства подготовки мятежа и тому подобных преступлений: арабские режимы жестко подавляют всякий намек на оппозиционное исламистское движение, так как именно в таких движениях они видят наибольшую угрозу.
С тех пор Хизб широко распространился по мусульманскому миру; проник он и в постсоветскую Среднюю Азию, а затем – и в мусульманские регионы России. В Средней Азии Хизб, наряду с другими исламистскими движениями, заметнее всего развивался в Узбекистане и вместе со всей оппозицией подвергался и подвергается жестоким преследованиям режима Каримова: тахрировцев или тех, кого заподозрят в причастности к Хизбу, часто арестовывают, дают заметные сроки, нередко подвергают пыткам. Власти Узбекистана обвиняют Хизб в организации беспорядков в Андижане в мае 2005 года и в целой серии терактов в предыдущие годы. Однако хорошо известно, что события в Андижане были организованы совсем другой группировкой, «Акрамия», не появилось и реальных доказательств причастности Хизба к иным террористическим акциям в Узбекистане. Между тем репрессированы были тысячи людей, многие бежали за границу, в частности, в Россию.
Пропаганда Хизба в России вскоре тоже встретила сходную реакцию властей, хотя, конечно, далеко не столь жестокую ввиду очевидной разницы политических режимов. Начиная с 2001 года узбекских тахрировцев экстрадируют в Узбекистан, а с лета 2003 года начинаются аресты и суды уже в России – по делам сперва граждан среднеазиатских государств, а затем уже и российских граждан. Их обвиняют по ст.ст. 2822 и 2051 (см. выше), но появляются и обвинения в хранении оружия, хотя в ряде случаев у сотрудников Правозащитного центра «Мемориал» возникали основания считать, что оружие было подброшено. Если «террористические» обвинения не предъявлялись, приговоры обычно условные, но со временем они становятся жестче. В ряде случаев к обвиняемым и свидетелям применялись пытки

http://religion.sova-center.ru/publications/4D646C9/63F17AC

 Поділитися