MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

Правозащитники обращаются в Совет Европы по поводу избиений демонстрантов в Санкт-Петербурге 3 марта

12.03.2007    джерело: zaprava.ru
Группа российских правозащитников направила Томасу Хаммарбергу обращение "в связи с грубыми нарушениями прав человека и основных свобод, прежде всего, права на свободу мирных демонстраций и неприкосновенности личности во время событий в Санкт-Петербурге 3 марта 2007 года

12 марта 2007 года - Группа российских правозащитников направила Комиссару Совета Европы по правам человека Томасу Хаммарбергу обращение "в связи с грубыми нарушениями прав человека и основных свобод, прежде всего, права на свободу мирных демонстраций и неприкосновенности личности, защищенных Европейской Конвенцией, во время событий в Санкт-Петербурге 3 марта 2007 года". В связи с необходимостью быстрого направления обращения в международные инстанции широкого сбора подписей не организовывали, хотя очевидно, что такой документ имел бы значительную поддержку.

В обращении говорится: "Мы убеждены, что подобные действия администрации Санкт-Петербурга и правоохранительных органов грубо противоречат международным обязательствам Российской Федерации по обеспечению гражданских прав. Опыт преследования участников абсолютно легальных мероприятий – конференции «Другая Россия» (Москва, июль 2006 г.), Второго Российского Социального форума (Санкт-Петербург, июль 2006 г.), «Марш несогласных» (Москва, декабрь 2006 г.), показал, что российская прокуратура и суды не способны защитить законные права участников общественных акций, пострадавших от силового разгона и задержаний".

Правозащитники, подписавшие заявление, подчеркивают, что они упоминают "только о событиях, получивших наибольшую известность, но схожие действия по разгону или запрету демонстраций, пусть и меньшего масштаба, происходивших десятки раз в различных регионах Российской Федерации в последние годы". Авторы обращения просят "поставить перед Советом Европы вопрос о систематическом характере нарушений права на свободу митингов и собраний в Российской Федерации, о полицейских акциях против оппозиции и о назначении спецдокладчика ПАСЕ по этой теме".

Приводим полный текст обращения: 

"Комиссару Совета Европы по правам человека
Томасу Хаммарбергу

Уважаемый господин Т. Хаммарберг!

Обращаемся к Вам в связи с грубыми нарушениями прав человека и основных свобод, прежде всего, права на свободу мирных демонстраций и неприкосновенности личности, защищенных Европейской Конвенцией, во время событий в Санкт-Петербурге 3 марта 2007 года.

В соответствии с действующим законодательством группа представителей общественности, включая депутата Законодательного собрания города, обратилась в администрацию Санкт-Петербурга с уведомлением о проведении 3 марта шествия и митинга под названием «Марш несогласных».

Предыдущий аналогичный марш был заявлен в Москве в декабре 2006 года, однако, столичные власти, в нарушение российского законодательства, запретили проведение демонстрации, окружив Триумфальную площадь войсками и машинами, и физически перекрыв выход демонстрантов на центральную улицу (Тверскую). Суд по жалобе на запрет демонстрации был назначен с задержкой в три месяца.

Точно также власти намеревались действовать в Санкт-Петербурге. Организаторы марша заблаговременно уведомили администрацию, что в субботу, 3-го марта в 12 часов их сторонники проследуют по Суворовскому проспекту, до площади Пролетарской диктатуры, где находится резиденция губернатора и проведут там митинг. Заявленные шествие и митинг носили исключительно мирный характер и имели своей целью публично изложить свое несогласие с проводимой политикой администрации города, а также политикой федеральных властей.

В нарушение российского законодательства эта демонстрация была городской властью запрещена, и была незаконно изменена форма акции – вместо демонстрации – на митинг, к тому же перенесенный на удаленную от центра привокзальную площадь.

Одновременно в контролируемых властями СМИ распространялась ложная и оскорбительная для организаторов мероприятия информация о предстоящем шествии и митинге, по громкоговорителям в метрополитене шло оповещение о том, что готовится националистический «русский марш», а губернатор Валентина Матвиенко публично говорила, что демонстрация запрещена, назвала организаторов акции провокаторами и пригрозила, что к участникам запрещенной демонстрации будут применены полицейские меры.

В Санкт-Петербург были введены подразделения ОМОН (полицейский спецназ) из нескольких соседних регионов. И именно они проявляли особую жестокость в последующих событиях. И в городе, и в других регионах представители правоохранительных органов угрожали потенциальным участникам демонстрации, требовали от них подписать отказ от участия в ней.

3 марта сотни людей стали собираться в первоначальной заявленной точке сбора демонстрантов – у Большого концертного зала «Октябрьский», где уже с раннего утра было выставлено оцепление из сотен бойцов ОМОНа, и несколько десятков человек были задержаны еще на подходах к месту сбора. Проходы к Суворовскому проспекту были перекрыты, и, в результате, демонстранты пошли по Невскому проспекту, где они постоянно подвергались нападениям, избиениям и задержаниям со стороны милиции и бойцов ОМОН. Были задержаны и избиты десятки людей, в том числе и депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от партии «ЯБЛОКО» Сергей Гуляев, имеющий неприкосновенность.

Во время жестоких задержаний и избиений участникам демонстрации, многие из которых были пожилого возраста, требовалась медицинская помощь, однако предоставлению такой помощи милиция активно препятствовала.

Мы убеждены, что подобные действия администрации Санкт-Петербурга и правоохранительных органов грубо противоречат международным обязательствам Российской Федерации по обеспечению гражданских прав. Опыт преследования участников абсолютно легальных мероприятий – конференции «Другая Россия» (Москва, июль 2006 г.), Второго Российского Социального форума (Санкт-Петербург, июль 2006 г.), «Марш несогласных» (Москва, декабрь 2006 г.), показал, что российская прокуратура и суды не способны защитить законные права участников общественных акций, пострадавших от силового разгона и задержаний.

Поэтому мы считаем необходимым просить Вас, чтобы Вы поставили перед Совет Европы вопрос о грубом нарушении прав человека в Санкт-Петербурге 3 марта 2007 г., исследовали бы данный вопрос, представили Совету Европы подробную информацию о нарушениях законов и прав человека администрацией Санкт-Петербурга и органами внутренних дел при незаконном разгоне мирного, заявленного по закону, шествия граждан. Подчеркнем, что здесь говориться только о событиях, получивших наибольшую известность, но схожие действия по разгону или запрету демонстраций, пусть и меньшего масштаба, происходивших десятки раз в различных регионах Российской Федерации в последние годы.

Мы также просим Вас поставить перед Советом Европы вопрос о систематическом характере нарушений права на свободу митингов и собраний в Российской Федерации, о полицейских акциях против оппозиции и о назначении спецдокладчика ПАСЕ по этой теме.

Л.М. Алексеева, Председатель Московской Хельсинкской группы

Л.А. Пономарев, Общероссийское общественное движение «За права человека»

Э.М.Полякова, Сопредседатель общественной Правозащитной организации
«Солдатские матери Санкт-Петербурга»

Б.П.Пустынцев, Ю.И.Вдовин, Санкт-Петербургская правозащитная организация «Гражданский контроль"

 Поділитися