MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

Подібні статті

‘Призывал к поджогу Кремля’, — театрального режиссера обвинили в терроризме за фантик от жвачки Бабий Яр – это память о чём? это чья память?Пятая версия базы данных жертв политического террора в СССР от общества «Мемориал» размещена в ИнтернетеМГБ ЛНР теперь обыщет каждогоХто і як почав війну на Луганщині. Розповідь офіцера СБУДонНУ: зачем террористы захватили вуз и что из этого вышло?Труни з «вантажем 200» «губляться» по дорозі до РосіїРадбез ООН прийняв резолюцію по боротьбі з тероризмомКак освободить из пленаПравозащитники призывают «остановить государственный террор»Через тридцать летСудьба греческой диаспоры в годы сталинского террораЧечня: Рамзана Кадырова обвинили в создании сети террористов-убийцПамяти жертв коммунистического террора 30-х годовТеррор неонацистов в российских городахПатрушев: Иностранные НПО помогают террористамПамяти Инны ФедущакОправдание палачей порождает новыхКому позитив, а кому смертьТовариство Меморіал опублікувало дані про жертви сталінських репресій

Если не сейчас, то никогда. …

12.05.2007   
Галя Койнаш
Не пора ли нам всерьёз думать, в этом пропитанном страшными годовщинами 2007-м году, об увековечивании памяти всех безвинных жертв? Не пора ли нам отыскать все места, где лежат останки наших отцов и дедов, почтить их память?

К девяностой годовщине Октябрьского переворота  вполне предсказуемы очередной всплеск интереса в СМИ, неоднозначная позиция кремлёвских властей и всякие митинги с участием  в основном пожилых людей  во многих городах бывшего Советского Союза. 

Есть, конечно, и другая годовщина. Но она для многих, пожалуй, слишком личная, болезненная, да и для тех, кто печётся о рейтингах, неудобная.

Те из нас, однако, у кого нет ни могил, ни фотографий, а только законом установленное право ознакомиться с пожелтевшим «Делом» НКВД, ту «судьбоносную» дату привыкли отмечать только скорбным молчанием. 

Прошло 70 лет с начала волны арестов, судилищ и расстрелов, которые историки называют Большим Террором. В странах бывшего Союза, правда, долго ещё можно будет обходиться без названий – Тридцать Седьмой, и всё ясно..

Очень много написано на тему Большого Террора, в том числе, и в недавно изданных тезисах «Мемориала» ( http://khpg.org/1175772127) . Мне нечего добавить. Не найду ни мудрых слов, ни умных объяснений.

У меня собственно ничего нет, кроме потребности сформулировать вопросы, которые не дают мне покоя. Таких вопросов много. Они в основном сугубо личного плана, но один, пожалуй, намного шире.

В Украине, России и других странах, по которым прокатились волны обезумевшей ненависти и резни,  лежат останки наших дедов в ненайденных или просто ничем необозначенных местах захоронений. 

Не пора ли нам всерьёз думать, в этом пропитанном страшными годовщинами 2007-м году, об увековечивании памяти всех безвинных жертв?  Не пора ли нам отыскать все места, где лежат останки наших отцов и дедов, почтить их память?

На сайте Украинского общества «Мемориал» (www.memorial.kiev.ua ), задают вопрос: нужно ли искать правду?  Результат мало кого удивит – все единогласны, что надо. Но почему мы, украинцы, так мало делаем для этого поиска правды? Почему недавно созданный Институт Национальной Памяти никак не начнут поддерживать, как следует?

В своей книге об освобождении из Освенцима «Если не сейчас, то когда?»  Примо Леви пишет:

Человек входит в свой дом, вешает свою одежду и свои воспоминания. А ты где вешаешь свои воспоминания, Мендел, сын Нахмана?

А где мы будем вешать свои воспоминания, если смиримся с удобным забвением?

Крайне важно, на мой взгляд, чтобы мы все объединили усилия в поисках правды, чтобы мы все принимали участие в работе по-настоящему народного Института Национальной Памяти.  Это и уборка имеющихся мемориальных заповедников, и поиски захоронений.  Это может быть и просветительская работа, и лоббирование, и поиски финансирования для действенных мер по увековечиванию памяти всех убиенных.

Способов много, а со временем не так щедро. 

Если не сейчас, то никогда. …

 Поділитися