MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

Олеся Стасюк: Голодомор разрушил украинскую культуру и сознание

10.11.2008    джерело: glavred.info
В последние двадцать лет тема Голодомора все чаще звучит в нашем информационном пространстве. Написана не одна монография, рассекречены архивы с соответствующими документами. Но когда я начала сбор свидетельств очевидцев, стало очевидно, что совсем не исследован именно излом украинской традиционной культуры в годы Голодомора...

Но последствия сталинской политики мы наблюдаем и сегодня.

Ведь кроме демографического кризиса, Голодомор привел к деформации, денационализации и унификации украинской традиционной культуры. Что именно произошло с украинцами и почему так важно сегодня добиться признания на мировом уровне Голодомора Геноцидом украинского народа – на все эти вопросы отвечает кандидат исторических наук, координатор программы «Уроки истории: Голодомор 1932-1933 рр.» Олеся Стасюк.

Олеся Александровна, недавно вышла в свет ваша монография «Геноцид украинцев: деформация народной культуры», в которой вы исследовали этнографический аспект Голодомора. Почему именно эту тему вы выбрали для исследования?

В последние двадцать лет тема Голодомора все чаще звучит в нашем информационном пространстве. Написана не одна монография, рассекречены архивы с соответствующими документами. Но когда я начала сбор свидетельств очевидцев, стало очевидно, что совсем не исследован именно излом украинской традиционной культуры в годы Голодомора.

Как же повлиял Голодомор на нашу культуру?

Жизнь украинца традиционно проходила в рамках народной морали и традиции. Каждый момент нес в себе воспитательные функции, за соблюдением которых следила община. Такой уклад складывался годами и даже веками. Однако в начале ХХ в., когда на мировой арене появилось государственное образование Советский Союз, для его руководителей первоочередной задачей стало стереть все традиционные национальные особенности и уничтожить украинцев, для чего и был создан искусственный голод. Именно тогда, и даже еще раньше, начиная с 1928 года, все сферы существования традиционной культуры подверглись разрушению, трансформации и новообразованию. Останавливаясь на новообразованиях, хочу добавить, что не все очевидно знают, что именно тогда, в 1928-1932 годах, на смену традиционной календарной обрядности были учреждены такие «праздники», как День интернационала (1 мая), Международный коммунистический день (8 марта) (для привлечения женщин в колхозы и общественные организации), Праздник урожая и коллективизации (жнива), надолго прижившиеся в нашем обществе, отмечающиеся до сих пор, хоть и без идеологического наполнения и со смещенными акцентами.

Как отразилась политика большевиков в 1930-х годах на обрядности семейного цикла?

В первую очередь, власть запретила проводить обряды крещения и венчания, которые были чрезвычайно важны для украинцев. Теперь детей крестили ночью, тайно дома, а не в церкви. Священник приносил с собой ризы и переодевался уже в доме. С тех пор долгие пятьдесят лет люди, если и крестили детей, то делали это тайно, и если на работе узнавали о проведении такого обряда, то человек мог получить как строгий выговор, так и быть уволенным. Запрещалось также отпевание священником покойника на похоронах. В 1930-х годах как элемент обряда появилась духовая музыка, которая используется кое-где и сегодня.

Как реагировала на это церковь?

С приходом к власти большевики поняли, что без подрыва религии, культуру на селе не изменишь. То есть, что сначала нужно задавить этот дух, веру, а уж потом можно навязывать что-то новое. Тогда и началась антирелигиозная кампания по разрушению церквей. Из деревянных строили клубы, а каменные переоборудовали в колхозные склады. Как известно, многие церкви тогда были разрушены, а тысячи священников репрессированы.

Во время опроса свидетелей Голодомора в этнографических экспедициях не раз приходилось слышать, что девушек насильно загоняли в церковь и заставляли там танцевать. Только теперь это был клуб. Мы можем лишь представить, какой это был перелом, если раньше в церковь ходили на службу, а теперь там нужно было танцевать. Кстати, до сих пор у нас есть села, где сельский дом культуры находится в переоборудованном или достроенном помещении церкви.

Были ли свадьбы в 1930-х годах?

В 1930-х годах у голодающего населения появился новый вид бракосочетания. Его в народе назвали словом «сходиться». В связи с тем, что не было возможности провести полноценный обряд, а таинство венчания было запрещено, молодежь просто сходилась и начинала жить вместе. Хотя традиционно свадьба не считалась исполненной, пока не были проведены все необходимые обряды – от венчания до повязывания невесты косынкой. До коллективизации свадьбы у украинцев длились почти неделю, после Голодомора – от 1 до 3 дней. В 1930-е годы исчезли ключевые традиционные обряды, и только та часть из них, которая не была совсем забыта, с 1990-х годов понемногу возвратилась в нашу жизнь. Правда, сегодня они не несут такой смысловой нагрузки, как когда-то, и используются в качестве составной части свадебного «карнавала».

Как внедрялась эта новая идеология?

С 1928-1929 гг. в школах стала проводиться антирелигиозная агитация. На Рождество, Благовещение, Пасху детей заставляли идти в школу, проводили концерты, главной задачей которых было формирование у молодого поколения атеизма и антирелигиозного цинизма. Постоянно высмеивали Бога и таким образом воспитывали молодое поколение. В дни традиционных календарных праздников устраивали «субботники», заставляя людей работать на земле, что традиционно было запрещено в такие дни, и таким образом подрывали традиционные представления. Также выходной день в эти годы с воскресенья был перенесен на четверг –чтобы разрушить устоявшуюся традицию воскресенья-выходного, когда люди шли в церкви и отдыхали. Во многих семьях родители еще жили по старой нравственной модели, а вот дети из-за школьного воспитания становились уже другими. Сознание молодежи трансформировалось. Они становились почти фанатиками, готовыми выполняли любые приказы, закрыв глаза на все последствия, отражавшиеся на населении.

Каковы психологические последствия Голодомора для украинцев сегодня?

В годы Голодомора появились общественные явления, которые никогда не были характерными для нашего народа, но до сих пор подтачивают нашу духовную жизнь. Это, в частности, доносы и кражи. Доведенные до отчаяния, чтобы хоть временно отвести от себя подозрение, люди стали доносить друг на друга. Каждый, кто указывал, где сосед прячет зерно, получал от 10 до 15% найденного – в качестве премии. Доносы пропагандировались и навязывались властью как патриотические поступки. Свидетели Голодомора рассказывают случаи, когда учителя выпытывали у детей информацию о схороненном дома зерне – это делали в форме вопросов во время контрольных работ.

Также украинское село до коллективизации не знало воровства, ведь в сознании крестьян всегда доминировало уважение к чужому труду. К началу ХХ в., согласно законам традиционного права, которому была подчинена жизнь сельской общины, за кражу могли сурово наказать. Сегодня есть множество свидетельств очевидцев, которые утверждают, что даже во время жестокого голода крестьяне не закрывали дома и сараи, потому что люди не грабили, а просто ходили и просили. Мелкие кражи начались именно в Голодомор 1932-1933 годов. Ведь вступив в колхоз, крестьяне тоже не могли уберечь свои семьи от голода, поскольку зарплатой служили пустые трудодни. Колхозники, спасаясь от голодной смерти, очень часто собирали остатки овощей, пряча их в голенища сапог. С годами кража в колхозе стала восприниматься как «компенсация» за недоплаченные трудодни. В сознании их перестали осуждать.

Зачем нам нужно признание Голодомора?

В 1932-1933 годах по отношению к украинцам была применена политика геноцида, направленная на полное или частичное физическое уничтожение людей путем гибели от искусственного голода. Кроме существенных демографических потерь, подвергся сокрушительной атаке наш национальный интеллект и духовность. До этих событий украинцы создали собственную обрядовую культуру, которая включала в себя духовный и материальный аспекты и опиралась на нормы традиционного права, христианской морали, обряда, традиции и передавалась из поколения в поколение через основную социальную структуру – семью. В годы Голодомора, даже раньше, начиная с коллективизации, в этот сформированный веками механизм запустили новые процессы, для того чтобы искоренить то традиционное, что наделяло нас, украинцев, признаками этноса и самобытности. Была предпринята попытка создания вненационального сообщества – советского. И в сложенную веками спираль нашей культуры и сознания были запущены новые советизированные процессы, которые за долгие 70 лет сделали свое дело. Мы действительно стали другими. Хотя некоторые наши традиционные элементы во всех сферах жизни еще остались. Поэтому сегодня мы должны разобраться, что действительно наше, что привнесенное в культуре и от чего мы действительно можем отказаться. И для того, чтобы преодолеть все эти негативные последствия, мы должны, прежде всего, признать факт Голодомора и разрушения. А потом двигаться дальше. В развитии нашей собственной культуры и построении европейского демократического государства.

Осенью 2007 года Президент Украины Виктор Ющенко предложил ввести уголовную ответственность за отрицание Голодомора. Все чаще сегодня звучат призывы к люстрациям, то есть к поименному обнародованию на самом низком уровне виновников и исполнителей Голодомора. И действительно ли это так нужно Украине? Ведь может начаться новая травля.

Многим людям кажется, что переживших Голодомор становится меньше, они уходят, самих исполнителей приказов сталинского руководства уже нет, а нам, потомкам, мол, это уже не нужно. Однако я считаю, что это нужно всем нам, прежде всего тем семьям, где погибли люди. Ведь такая правда будет означать «посмертно реабилитирован», и многим людям это принесет покой и умиротворение. Вот, например, сегодня к нам обратился мужчина, который хочет передать для размещения на сайте свидетельства о Голодоморе своей 82-летней матери. Женщина уже пожилая и больная, но говорит, что не может умереть, пока все не узнают, что она голодала и кто в этом виновен. Она подает поименный список активистов, отобравших зерно у ее семьи. И этот факт говорит о многом.

И еще один пример, касающийся виновников. Недавно мы дополняли школьную музейную экспозицию в одном селе на Киевщине. В начале ХХ в. там жили в основном ремесленники и кустари, то есть люди малоземельные, но зарабатывавшие на жизнь своим трудом. Во время конфискаций у них отбирали инструмент, деньги и драгоценности. Это явление называлось «золотые ночи». Когда мы пришли в школьный музей, а там висят старые-престарые плакаты, на примере которых учат истории родного края детей с первого класса: первый колхозник, первый председатель колхоза. Но это именно те люди, которые были активистами в колхозе, по вине которых погибли десятки людей в селе... А теперь на их примере продолжают воспитывать молодое поколение. Так, может, что-то нужно менять?

И еще один вопрос к вам, как к исследователю, работающему по направлению «устная история», которое базируется на свидетельствах людей. Насколько распространенным в годы Голодомора было явление каннибализма?

О наличии и масштабах каннибализма в годы Голодомора в нашем обществе действительно существуют много мнений. Поэтому мы, прежде всего, должны уяснить для себя, что это были одиночные случаи: официально по фактам каннибализма в 1933 г. в Украине были зарегистрированы две тысячи уголовных дел. Об этом так много говорят свидетели Голодомора, потому что даже в тех сложных условиях это явление чрезвычайно пугало и возмущало людей. Но, проводя опрос, мы понимаем, что часто очевидцы из нескольких соседних сел рассказывают об одном и том же случае. Также мы должны понять, что каннибалами становились лишь те люди, которые теряли рассудок. Каким бы голодным ни был человек, но в нормальном психическом состоянии он не станет есть себе подобных. А вот если человек истощен физически, он быстро деградирует психически и нравственно. Поэтому у отдельных крестьян на почве голода возникали всевозможные психические расстройства, и только тогда доходило до людоедства.

И напоследок. Когда мы говорим о Голодоморе как о средстве осуществления Геноцида украинцев, мы не отрицаем тот факт, что умирали и представители других национальностей. Но в процентном соотношении это несоизмеримые цифры. Когда кто-то говорит, что от голода умирали и представители других национальностей – мы не отрицаем. Но давайте не бросаться голословными лозунгами, а объединяться с нами по нашему делу, находить документальные подтверждения, вместе ставить памятники погибшим и вместе преодолевать эту проблему неизвестности.

Справка «Главреда»: Программа «Уроки истории: Голодомор 1932-1933 гг.» основана Международным благотворительным Фондом «Украина 3000» (Глава Наблюдательного Совета – Екатерина Ющенко) в 2003 году. Ее задача – донести правду о Голодоморе 1932-1933 гг. до народа Украины; создать условия для признания мировой общественностью Голодомора актом геноцида украинской нации для предотвращения и ограждения мира от подобных трагедий в будущем; а также поддержать всевозможные проекты, способствующие формированию фундаментальной научно-исследовательской базы по изучению разных аспектов истории Голодомора. В 2007-2008 гг. МБФ «Украина 3000» в рамках программы «Уроки истории: Голодомор 1932-1933 годов» разработал выставку «Казненные голодом: неизвестный геноцид украинцев», ориентированную на европейского зрителя, и на основе документов и материалов устной истории знакомит его с неизвестными событиями. Выставка была впервые презентована в помещении Парламента Европейского Союза (Брюссель, Бельгия), а также представлена в Женеве, Берлине, Лондоне и других европейских столицах. В 2007-2008 годах в рамках программы были изданы и переизданы 7 книг по тематике Голодомора. Особенно важные среди них сборники документов ГПУ-НКВД из фондов Службы безопасности Украины и дополненное полное переиздание книги Роберта Конвеста «Жатва скорби». Уже третий год подряд Фонд проводит всеукраинский конкурс плакатов и конкурс для журналистов на лучшее освещение тематики Голодомора в СМИ. В рамках программы был проведен сбор свидетельств очевидцев Голодомора 1932-1933 годов и на основе их создан и наполнен первый в Украине сайт (http://glavred.info/holodomor/), на котором размещены свидетельства очевидцев, обновленную версию которого планируется запустить в сентябре 2008 года.

 

 Поділитися