MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

Луганчанин отсидел за чужие грехи 3 года

22.06.2009    джерело: lugansk.proua.com
Мария Николаева
Суд приговорил Сергея Лесняка к 9 годам заключения. 3 года и 4 месяца он отсидел в тюрьме за убийцу, которого до сих пор не нашла милиция, а потом мужчину выпустили на свободу из-за отсутствия состава преступления в его действиях. Милиции так и не удалось доказать причастность мужчины к убийству, которое потрясло маленький городок

Житель города Горское, на которого «повесили» зверское убийство, два раза пытался покончить с собой и еле выбрался на волю. Ни на одного из его обвинителей дело не завели.

В борьбе за справедливость ошибочно осужденный уже дошел до Европейского суда. «Молодогвардеец» встретился с Сергеем Лесняком и его адвокатом.

Суд приговорил Сергея Лесняка к 9 годам заключения. 3 года и 4 месяца он отсидел в тюрьме за убийцу, которого до сих пор не нашла милиция, а потом мужчину выпустили на свободу из-за отсутствия состава преступления в его действиях. Милиции так и не удалось доказать причастность мужчины к убийству, которое потрясло маленький городок.

Ошибка суда

Сергея Лесняка вызвали на допрос в милицию прямо с работы. Там ему сообщили, что подозревают в избиении мужчины возле кафе. «Погибший, которого «пришили» Сергею, был избит до полусмерти. Удары наносились по голове и в живот, у несчастного было поломано два шейных позвонка, а через несколько дней он умер в реанимации», – рассказывает адвокат Валентина Безродная.

В кафе «Елена» в тот злополучный вечер Сергей Лесняк встречался со своим двоюродным братом и дядей. Жена Светлана с маленьким ребенком осталась дома, потому что время было позднее, и она укладывала трехмесячную малышку спать. Обговорив «семейные» вопросы с родственниками, Сергей ушел домой. Помимо его в тот вечер в кафе было около десяти посетителей. В милиции сказали, что допросили всех, а подозрения падают на Сергея Лесняка.

«Меня задержали только потому, что в тот день я был в кафе, но ушел на час раньше, чем все случилось. В милиции мне угрожали, говорили признаться в убийстве, не то будет хуже. С того дня в моей жизни начался кромешный ад… СИЗО – суд, СИЗО – суд…», – говорит Сергей Лесняк. Адвокат Валентина Безродная считает, что Сергей совершенно случайно стал жертвой правовой ошибки. «Милиция зацепила первого попавшегося. Другого объяснения, почему именно он, у меня нет», – объясняет адвокат. Валентина Безродная изучила все обстоятельства и поняла, что Сергей Лесняк не виновен. Она с 1999 года защищает его и до сих пор не взяла с несчастной семьи ни копейки денег.

По словам адвоката Валентины Безродной, в 2001 году суд вынес приговор в отсутствии каких-либо прямых доказательств вины Сергея Лесняка. Ему дали 9 лет. Мотивировали лишь тем, что Лесняк находился в месте совершения преступления. «Нет ни отпечатков пальцев, ни одного свидетеля. Суд вынес приговор, не приведя ни одного доказательства его вины. Никто из свидетелей не указал на Лесняка как на человека, совершившего преступление. Сергей стал жертвой судебной ошибки. Мы сотни раз подавали апелляцию», – говорит адвокат.

Спустя 3 года и 4 месяца адвокату отменить страшный приговор все же удалось. 8 апреля 2003 года Сергея Лесняка освободили и признали, что он не убийца. Если бы мужчина отсидел положенные 9 лет, то на свободу он вышел бы только в ноябре этого года.

Только сыграли свадьбу

Судьба не баловала Сергея Лесняка приятными событиями. До трагических обстоятельств он работал горняком на местной шахте. Родители пенсионеры, и все заботы о них легли на его плечи. Мужчина долго искал свою вторую половину и наконец-то нашел будущую жену Светлану. За год до задержания Сергей и Светлана сыграли свадьбу, в их супружеской жизни все было прекрасно, а через девять месяцев у них родился долгожданный ребенок – девочка Яна. Сергей не мог нарадоваться ребенку, наконец-то у него настоящая семья. Но через три месяца в их дом пришла беда. «Когда Сергея забрали, мы с Яночкой остались одни. Нас лишили любящего папы, мужа и кормильца. Жить на одно пособие было невозможно. Денег не хватало. Чем могли, помогали родители. Мне пришлось рано отдать ребенка в садик и пойти на работу в шахту, чтобы хоть как-то сводить концы с концами. Я так переживала за Сергея. Мы так долго не виделись с ним», – говорит Светлана.

По ее словам, она ни на секунду не усомнилась в невиновности своего мужа. «Он добрый и отзывчивый человек. Он не способен так покалечить человека, избить до смерти. Я же знаю своего мужа. Все это время я жила от свиданки до свиданки. А дочь знала папу по фотографиям. Я ей говорила, что папа скоро вернется», – вспоминает Светлана.

Женщина говорит, что после ареста Сергея многие соседи перестали здороваться с ней на улице. «Друзья от нас отвернулись», – говорит она.

«Для дочки я был чужак»

Сергей Лесняк с ужасом вспоминает условия, в которых жил больше трех лет, из них 9 месяцев – в настоящей колонии. «СИЗО, где мне довелось побывать, – это сырые подвалы. Там не отапливается, антисанитария полная. А когда-то приходилось оправлять нужду в пятилитровую кастрюлю, такая вот была параша. Спали на полу, мечтали о матрасах, тепле и лишних сигаретах. Одна тусклая лампочка на камеру. На 60 мест нас 120 заключенных. Кормили кашей без соли. И так каждый божий день. Я перестал видеть сны, я ощущал себя живым трупом», – вспоминает Сергей Лесняк.

Вслед за вынесением приговора Сергей попал на 9 месяцев в колонию, которая после СИЗО стала для него настоящим раем. Здесь он мог работать, читать книги, выходить гулять, кормили в столовой. «Я получал письма из дома и передачи, наконец-то увиделся с женой. Колония казалась роскошью после СИЗО», – говорит бывший заключенный.

Когда Сергея задержали, его дочурке Яне было всего три месяца. Прошло 2,5 года, и он увидел ее, будучи в колонии, когда жену пустили на свидание. «Дочь боялась меня два дня, не шла на руки. Я был для нее чужаком. А когда признала за «своего», свиданка закончилась и меня увели. Мысль, которая до сих пор не дает мне покоя, что свои первые шаги моя кроха-дочь сделала без меня», – вспоминает Сергей Лесняк. За 3 года и 4 месяца он всего три раза виделся с женой – 1 раз на коротком и два раза на длительном свидании. «Я же почти все время пробыл в СИЗО, а там свидания запрещены», – говорит Сергей.

Два раза заключенный хотел покончить собой. «Я пришла к нему с женой. А когда Света отошла, Сергей выложил мне план, как он повесится. Все дни он вынашивал эту мысль. Мне огромного труда стоило его отговорить, а он плакал и шептал, что не выдержит этого ада 9 лет», – говорит адвокат Валентина Безродная. Когда же такая мысль к нему пришла второй раз, он вспомнил о дочери, признается Лесняк. «Для меня мысли мужа о самоубийстве стали трагедией. Я чуть не сошла с ума. Я же так его люблю, и ждала бы все эти девять лет», – говорит Светлана.

Мама упала на колени в зале суда

На свободе Сергея вместе с женой с дочерью ждала мама. «Сколько молилась за него, сколько писем писала, поседела я за эти три года. Истории о судебных ошибках я раньше читала в газетах. А когда арестовали моего сына на 9 лет, я чуть не сошла с ума», – говорит Валентина Ивановна. В зале суда, когда сына освободили из-под стражи и отменили приговор, она заплакала, подбежала к адвокату, упала на колени и расцеловала защитнице сына руки.

«Когда меня освободили, я не поверил, что это со мной. Я заново родился. Глаза были больше, чем чайные блюдца. Жена кричит: «Поцелуй же меня, родной!», а я спиной чувствую, что милиционер сзади смотрит, и говорю ей: «Та давай же отойдем подальше. Теперь можно», – вспоминает Сергей.

460 гривен за месяц тюрьмы

Еще в СИЗО Сергей Лесняк заработал туберкулез. «В тюрьме одна таблетка от всего – аспирин», – говорит он. С таким диагнозом бывшему заключенному, шахтеру со стажем, запретили спуски под землю, и он вынужден работать на поверхности. Коллектив шахты не отвернулся от Сергея после его возвращения. Тут его помнят как хорошего и ответственного работника. С пониманием отнеслись к его судьбе и, несмотря на диагноз, оставили работать на поверхности. Сергей признается, что в шахте получал бы больше, но поделать ничего нельзя. А время, которое он находился в местах лишения свободы, по решению суда зачислили ему в трудовой стаж.

Сейчас ошибочно осужденный Сергей Лесняк судится с государством и требует денежного возмещения морального ущерба.

По словам Валентины Безродной, донецкие специалисты провели судебно-психологическую экспертизу и определили сумму компенсации 2 млн. 600 тысяч гривен. А суд время незаконного заключения оценил в 18 400 гривен, а это всего 460 гривен за месяц тюрьмы!

Со своей бедой в Европу

«Я готов отдать все деньги тому судье, кто хотя бы месяц отсидит в тех зверских условиях», – говорит Сергей. Он не согласен с решением украинского суда, надеется на полную компенсацию, готовит документы, чтобы подавать жалобу в Европейский суд по правам человека. Сергей и его адвокат уже обращались в Верховный Суд, но там отказались даже рассмотреть жалобу. «Я считаю, что таким не аргументированным отказом Верховный Суд Украины нарушил права человека», – говорит Валентина Безродная.

Сергей понимает, что лишь немногие украинцы добились правды в Европейском суде.

Наш земляк надеется, что ему повезет, как 27-летнему харьковчанину Владимиру Кучеруку, которому в том году удалось выиграть дело против Украины в Европей­ском суде. Теперь за незаконное содержание под стражей молодой человек получит от государства 22 тысячи евро. «По наблюдениям некоторых правозащитников, украинцы по обращениям в суд Европы опередили даже самих европейцев. Не потому, что научились отстаивать свои права, а из-за бездействия наших украинских судов. И мне не жаль своего здоровья в борьбе за право быть услышанным», – говорит незаконно осужденный Сергей.

 Поділитися