MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

На полпути к сибирским рудам

23.09.2009    джерело: www.hro.org
Вера Васильева
Так называется книга художественных рассказов политзаключенного Игоря Сутягина. "ради всех тех, кто заперт сегодня в лагерях (а нас много уже сегодня, увы) - пожалуйста, будьте вместе с ними - и не молчите. Не молчите!"

Так называется книга художественных рассказов политзаключенного Игоря Сутягина, вышедшая в московском издательстве "Права человека". 22 сентября 2009 года ее представляли в Центральном доме журналиста.

"Книга рождается, когда есть судьба. Все прочее, - поправим Верлена - макулатура", - так говорит в предисловии к изданию писатель Виктор Шендерович.

Судьба ученого Игоря Сутягина круто изменилась в одночасье ранним утром 27 октября 1999 года. Тогда он был арестован и обвинен ФСБ в государственной измене в форме шпионажа. А дальше - завертелась машина "басманного" правосудия. И в череде тех, кто подменял закон расправой нет-нет, да и мелькнет знакомое по не менее одиозному "делу" лицо. Например, тот же Петр Штундер, который стал первым судьей в московском процессе Игоря Сутягина, а впоследствии приговорил к пожизненному заключению юкосовца Алексея Пичугина.

"Человек в неволе - явление особое. Ученый в неволе - явление ненормальное, неприемлемое для цивилизованного общества, особенно, когда его вина не доказана. Но судьба и специфическая российская Фемида распоряжается по-своему", - пишут академики Виталий Гинзбург и Юрий Рыжов во втором предисловии к книге.

Путь Игоря Сутягина в "зазаборье", как он называет в своих рассказах это место, продолжается уже десять лет и пролегал через пять тюрем и три колонии.

Его литературная работа - это преодоление. Преодоление внешней несвободы - передвижения в пространстве, в выборе занятий, круга общения, еды, одежды - свободой внутренней. Книга - это и мысленные встречи с родными, и соприкосновение с природой, о которой Игорь Сутягин пишет ярко, образно и эмоционально. И - размышления о произошедшем и о "фабрикантах" этого позорного уголовного дела.

Презентация в Домжуре собрала многих известных людей. Ответственный секретарь Общественного комитета защиты ученых Эрнст Черный, председатель Фонда защиты гласности Алексей Симонов, принимавшие участие в подготовке издания; председатель Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева, ученый и политический деятель Алексей Яблоков, "исполнительный директор движения "За права человека" Лев Пономарев, сопредседатель Всероссийского гражданского конгресса Юрий Самодуров"… Адвокаты Игоря Сутягина, его родные.

"Книга - способ борьбы с тем произволом, с которым приходится сталкиваться", - говорит Эрнст Черный.

 

И борьба эта - всеми предусмотренными законом способами - ведется по обе стороны решетки. Через год после ареста Игоря Сутягина был создан Общественный комитет защиты ученых.

"Десять лет непрерывной борьбы, мы обращались во все возможные инстанции", - с горечью констатирует безрезультатность усилий правозащитник.

"Все наши попытки наталкиваются на полное безразличие людей власти к людям этой властью репрессированным", - вторит ему Алексей Симонов.

"Это пример классического издания "изгойной" книги, восходящий к таким образцам, как "Дон Кихот" Сервантеса, который тоже, как известно, был написан в тюрьме", - считает председатель Фонда защиты гласности.

"Я находился в состоянии чрезвычайной неловкости ситуации, когда невозможно править рукопись, потому что ты понимаешь, что твоя поправка становится решающей, ты не можешь ее согласовать с тем, кто написал, - признается он. - И все-таки то, что мы эту книжку выпустили, значит, что человек жив и свободен настолько, чтобы писать книги и их издавать. Какую-то степень его свободы мы этой книгой все-таки защитили".

Светлана Ефимовна, мама Игоря Сутягина поделилась воспоминаниями о том, как рождалась книга.

"Писать рассказы Игорь начал детям, которым он не смог рассказать сказки. Как-то сына оставили один на один с картой Калуги, он рассматривал эту карту, а потом прислал нам зарисовку. Из этого появился первый его рассказ.

Потом Игоря отправили в Удмуртию, потом в Архангельск, и везде он находил что-то, писал. Потом стал присылать рассказы в письмах своим корреспондентам. Было много писем, мы собирали все это по крохам у разных людей. Появилась идея печататься. Что-то выходило в "Новой газете", в других изданиях. Потом возникла идея собрать все вместе"…

Все, кто выступал на встрече, хотя начинали разговор с книги, неизбежно возвращались к тому, что был осужден невиновный человек и что эту несправедливость никак не удается исправить.

И, несмотря на то, что Игорь Сутягин никак не мог присоединиться к этому разговору, на неизбежно возникающий и извечный вопрос "Что делать?" отвечал все-таки он. Отвечал - в своем последнем на сегодняшний день рассказе, написанном в сентябре 2009 года и потому не успевшим попасть в книгу. Этот рассказ [1] также был представлен на презентации.

"Не молчите!" - призывает заголовок тех, кто неравнодушен к чужой беде.

"Сил в тюрьме черпать неоткуда. Черпать их можно только со свободы. Из своих продолжающих жить там, за забором, воспоминаний. Из самого себя - тогдашнего, свободного. И еще - из поддержки тех, кто на свободе…

 

…Пожалуйста, не молчите. Не опасайтесь возможных репрессий для осужденного - они будут совсем не такими страшными, как были бы в окружающем его свирепом молчании. А скорее, их вовсе не будет. Своими словами, своим неравнодушием вы и на расстоянии защитите человека. И главное, придадите ему силы - очень нужные в "зазаборье", чтобы выстоять. Когда есть силы, уже можно "осознать неизбежность" - и тем самым возвратить отнятую свободу. А без свободы очень трудно жить, особенно в тюрьме. Поэтому ради всех тех, кто заперт сегодня в лагерях (а нас много уже сегодня, увы) - пожалуйста, будьте вместе с ними - и не молчите. Не молчите!"

 Поділитися