пошук  
версія для друку
Періодика › Бюлетень "Права Людини"201128
10.10.2011 | Владимир Батчаев, Ассоциация УМДПЛ

Паломничество хасидов: невесёлое подведение итогов

   

Вы что-то слышали о хасидах? Вопрос, безусловно, риторический, поскольку приезд паломников в провинциальную Умань в последние годы становится событием государственного масштаба и вызывает в Украине информационную бурю. Впрочем, это вполне естественно – прибытие 30 тысяч гостей из 24 стран мира для любого государства дело неординарное и широко обсуждаемое, тем более, когда приезжие настолько колоритны внешне и интригующе-своеобразны в поведении.

В этом году о них говорили много и по-всякому – равнодушно, иронично, с желанием понять и особо не горя таким желанием. А ещё с раздражением, осуждением и злобою, распаляясь до истерики «Хасиды идут!», призывая обрушить на иноверцев дубину народного гнева и мощь государственного репрессивного аппарата. Всё-таки назвать нас гостеприимными хозяевами можно с очень большой натяжкой.

Поддерживая национальную идею в целом, я, всё же, не являюсь сторонником теории, что во имя радостной жизни отдельных украинцев, следует изгнать из страны всех остальных, не спящих в вышиванках и не впадающих в благовейный экстаз от звуков кобзы (к слову, если уже и гнать кого, то точно не по этническому признаку). И это не отсутствие корней и чувства своего родства с Украиной, просто я отчётливо вижу в истоках подобной агрессивности неумение, а возможно, и нежелание разобраться в истинных причинах существующих проблем. Сначала объективно разобраться, а уже потом бороться, и бороться именно с причинами, а не их последствиями. На чужих, в том числе и на паломников-хасидов, всегда легче оптом свалить все, в том числе и свои грехи – языка они не знают, наших газет не читают, да и, по всей вероятности, не особо взволнованы тем, что пишет о них пресса. Не за тем паломники в Украину приехали и поднятый вокруг них ажиотаж, собственно, интересен больше нам.

Как бы там ни было и что бы не говорили, но очередного прибытия хасидов в Умань с нетерпением ждали все: власть и бизнесмены, потирая руки в ожидании барышей, местные жители с надеждой на такой нужный приработок, политики – с расчётом на дополнительную возможность напомнить о себе накануне выборов. Ну что же, паломники не обманули ожиданий и в проигрыше никто не остался. Вот только все – политики, власть и мы, обычные граждане, ещё раз засвидетельствовали своё неумение осознать себя единым сообществом и ладить как с приезжими, так и друг с другом. И, наверное, именно эта наша внутренняя взаимная нетерпимость, искусно и искусственно навязываемая нам в последнее время, подпитывает нетерпимость к приезжим, постепенно разрушая международное мнение об Украине, как о стране корректной и гостеприимной.

В 2009 году в Черкасской области было проведено исследование уровня межэтнической толерантности персонала местной милиции и его результаты меня несколько удивили. Анкетирование сотрудников спецподразделения «Грифон» показало, что наибольшую дистанцированность, а проще говоря, неприязнь, они испытывают к чеченцам и евреям. С чеченцами объяснимо – стереотип «каждый чеченец – террорист» распространён довольно широко, особенно среди представителей правоохранительных и силовых структур. «Но почему евреи?»,  – собственно такой вопрос в доверительной беседе я и задал милиционерам. И получил честный ответ – «хасиды». Но, как оказалось, дело совсем не в национальности, вероисповедании или в непривычной внешности, просто каждый год «грифоновцев» из Черкасс на две недели отправляют в город Умань для обеспечения охраны общественного порядка во время паломничества. И всё это время они несут службу ежедневно по 12 часов (с 20:00 до 8:00), до изнурения патрулируя прилегающие к культовым местам улицы, невзирая на погодные условия, под строгим контролем своих и киевских начальников, проживая вдали от семей в общежитии по 6 человек в комнате. Вот и все причины неприязни – не идеология, религия или политика, а отсутствие привычных бытовых условий в сочетании с чрезмерно жёсткими требованиями к режиму работы.

Вероятно, на подобном бытовом дискомфорте базируется и негативное отношение жителей Умани к хасидам, ведь основными претензиями к ним являются: оставленный ими мусор, попытки установить в зоне проведения религиозных обрядов киоски и бигборды на непонятном для украинцев иврите, временные ограничения возможности проехать и пройти по улицам возле объекта поклонения – могилы цадика Нахмана. В основном, именно это служит поводом для обвинений паломников в игнорировании украинских законов и неуважении к украинцам. Обвинений, категоричных по форме высказывания, но очень часто несерьёзных по содержанию.

И уже звучат на пресс-конференциях не только традиционные упрёки к приезжим в провокациях стычек с местными жителями и нарушении правил общепринятого поведения, а и обвинения в ухудшении санитарно-эпидемиологической ситуации в стране. «Последнее время хасиды преступают межу… Я уже не говорю о том, что прибывают паломники из стран, где есть бубонная чума, холера. Вся страна под дамокловым мечом. Если что случится – на всю страну будет наложен карантин»,  – утверждают противники хасидов, подталкивая граждан к активным действиям. Мягко говоря, несколько некорректное утверждение, учитывая, что большинство верующих прибывают к нам из Израиля и США – стран, давно забывших о существовании подобных болезней, в отличие от Украины, где вспышки заболевания холерой периодически фиксируются. Впрочем, обвиняя иностранцев, у нас не принято озабочиваться соответствующей аргументацией, это лишнее – в условиях падения уровня жизни подобные обвинения в любой стране попадают в благоприятную почву, прорастая позже агрессией и насилием.

«Черкасская областная организация ВО „Свобода“ сообщает о начале бессрочной кампании „Умань без хасидов“, которая будет объединять в себе информационные методы, публичные мероприятия, акции прямого действия и будет направлена на решение хасидского вопроса в Умани»,  – таким образом политическая сила заявила о своих намерениях по «налаживанию цивилизованного посещения Умани хасидами». И режет слух противоестественное сочетание понятия «цивилизованное посещение» и формулировки «решение хасидского вопроса», поскольку похожее выражение «окончательное решение еврейского вопроса» в понимании третьего рейха означало массовое уничтожение еврейского населения Европы.

Вот уже депутаты от ВО «Свобода» (почему-то не из Умани, а из города Смела) требуют от губернатора Черкасской области с целью предотвращения захвата хасидами украинских земель передать паломникам прах их духовного лидера цадика Нахмана для вывоза за границу, не обращая внимание на то, что ещё в 1994 году указом Президента Украины на месте захоронения создан Историко-культурный центр и могила цадика включена в перечень памятников истории и культуры, которые находятся под охраной государства.

А инициативная группа граждан предлагает Уманскому горсовету принять решение о замене на восьмиугольные шестиугольных звёзд на флаге Умани, считая последние звёздами Давида и поясняя: «Негоже стягу украинского города иметь слишком много иудейской символики». Что сказать – сомнительная с позиции истории логика, поскольку даже на флаге Богдана Хмельницкого были именно шестиугольные звёзды.

Приезд в Умань паломников уже называется нашествием религиозной секты, и граждан призывают к отпору чужестранной агрессии, расклеивая плакаты «А ты идёшь на марш? „Умань против хасидов“», на которых паломников изображают в виде инопланетян.

И пусть не марш, но немногочисленный и показательно радикальный митинг под таким лозунгом состоялся.

В результате все остались при своём. ВО «Свобода» в очередной раз подтвердила свои твёрдые намерения активными действиями защищать своё понимание национальных интересов Украины, возможно приобретая, а возможно и теряя часть такого нужного для выборов электората. А милиция продемонстрировала всем, и, прежде всего, хасидам свою боеспособность, оправдывая своё многочисленное присутствие в Умани.

Впрочем, вряд ли сами паломники видели данную акцию, а если бы и видели, то всё равно не смогли бы понять, против чего конкретно протестуют обиженные на приезжих жители Умани. Да и насчёт местных жителей замечу: на митинге их было откровенно мало, а иначе чем объяснить, что из 60 задержанных протестующих, только 21 проживал в Черкасской области, а остальные оказались жителями других регионов, имеющих весьма отдалённое представление о проблемах уманчан.

Ясно одно – снова пострадал только имидж Украины, так как традиционное неумение наших правоохранителей обеспечивать общественный порядок без нанесения увечий гражданам, как и изъятые у мирных демонстрантов дымовые шашки и баллончики с газом, авторитета нашей стране не добавили.

Хасидов часто называют загадочным народом, но они более предсказуемы, чем наши отечественные чиновники, не желающие сочетать собственные интересы с потребностями других, хотя именно в таком умении и проявляется мудрость власти. Увы, но проявляемая этой самой властью нерасторопность и безответственность по отношению к паломникам и жителям Умани, неумение увязать традиции одних с бытовыми привычками других и является фундаментом для откровенной ксенофобии по отношению к хасидам. Здесь – как в случае с сотрудниками «Грифона»: изыщи милицейское руководство возможность организовать несение службы не в две смены по 12 часов, а в трёхсменном режиме по 8 часов, уровень неприязни к паломникам, без сомнения, резко бы снизился.

Но украинские чиновники всегда предпочитают бороться с трудностями по-своему, подгоняя чужие потребности под собственные стандарты и впоследствии искренне удивляясь недовольству окружающих.

Вот, например, хасиды, стремясь улучшить условия пребывания единоверцев во время посещения Умани, заасфальтировали и отгородили бетонными плитами территорию для пункта питания паломников, чем создали определённые неудобства для жителей соседнего дома, так как объезжать отгороженный участок по соседней улице неудобно из-за ее ужасного дорожного покрытия. Горожане обратились по этому поводу к своему мэру, и тот нашёл мудрый компромисс, пообещав решить проблему и заасфальтировать улицу. Но так как мэр особо не спешил выполнить своё обещание (как и отремонтировать эту дорогу не в авральном порядке, до паломничества), жители самостоятельно разрушили построенное ограждение.

Аналогичным образом уманчане расправились с установленными хасидами указателями и бигбордами – их просто срезали под прицелами многочисленных фото и видеокамер. Причина проста – на щитах размещались объявления на иврите, без перевода их содержания на украинский язык. «Я просто не понимаю, зачем это делать. Это не реклама, а объявление о том, где собираться людям, уезжающим в аэропорт»,  – вздыхает хасид и добавляет: «В Украине, чтобы дышать, нужны документы, но тут же совсем другое дело…» Вполне допускаю, что наличие вокруг вывесок на незнакомом языке раздражает местных жителей, но, всё же, именно местная власть должна бы была озаботиться их переводом на родной украинский.

Наши чиновники зачастую исповедуют непонятную и не совсем логичную позицию: с одной стороны торжественно заявляют, что обеспечение надлежащих условий для прибывших в нашу страну паломников – это имидж Украины и способ развития туристической отрасли, с другой – озабоченно кряхтят, мол, хлопотное это дело и затратное.

Кстати, о таком деликатном вопросе, как деньги. О суммах затрат государства на приём хасидов-паломников говорить отчего-то не принято. Правда, мелькнуло сообщение о том, что в этом году, в связи с паломничеством, на ремонт коммунальной техники и дорог в Умани государством выделено больше 30 миллионов гривен. Достойное дело, хотя, давайте быть честными, непосредственно к хасидам такой дар имеет косвенное отношение – паломники уедут, а дороги и техника в Умани останутся на радость горожанам.

Бытующее мнение о том, что на Украину ложится груз финансового и материального обеспечения хасидов, не что иное, как ещё один миф, связанный с ними. Всё с точностью до наоборот – платят паломники, но у чиновников почему-то считается моветоном сообщать жителям Умани о суммах, полученных от хасидов или вложенных ими в местную инфраструктуру.

Пример: ситуация с водой в Умани неблагополучная, и город получает воду регламентировано по часам. С учётом этого хасиды потратили 700 тысяч гривен со счёта Международного благотворительного фонда имени Раби Нахмана и проложили почти 2 км водопровода к своей синагоге, обеспечив водой попутно и прилегающие к ней жилые дома. Но, когда во время паломничества потребление воды увеличивается, а напор в водопроводе, естественно, слабеет, местные жители считают, что хасиды «воруют» у них воду, полагая, что водопровод провели власти города.

Или, скажем, в этом году данный фонд заранее оплатил проезд хасидов в маршрутках Умани, но с них всё равно дополнительно брали по 10 долларов за 3 км дороги.

Паломники платят за своё пребывание в Украине много и платят всем. Платят, обычно, безропотно, но неуёмная жадность наших чиновников возмущает и их. В 2009 году хасиды даже обратились в прокуратуру, считая, что выставленные им счета несоизмеримы с предоставляемыми услугами. За две недели пребывания паломников в городе «Уманьводоканал» потребовал уплаты 182 тысячи гривен за поставку воды, и это без учёта оплат по показаниям счетчиков на синагоге – основном объекте потребления воды. Санэпидемстанция в 15 тысяч оценила свои услуги за обследование объектов, КП «Коммунальщик» запросил за уборку мусора – 70 тысяч, «Уманьгаз» – 27 тысяч (тоже без учёта показаний счётчиков), налоговая – 14 тысяч. Сколько затребовала МЧС за обследование противопожарного состояния мест проживания и культового поклонения хасидов, неизвестно, но говорят, что МВД выставило хасидам счёт на 650 тысяч гривен за охрану общественного порядка во время паломничества, хотя по Закону «О милиции» она обязана обеспечивать правопорядок совершенно бесплатно.

В 2010 году, как сообщают хасиды, милиции было переведено 205 тысяч гривен, водоканалу 70 тысяч, МЧС и местным газовщикам – по 60 тысяч, коммунальным службам – 40 тысяч и ещё 60 тысяч за вывоз мусора. Помощник председателя Международного благотворительного фонда имени Раби Нахмана Шимон Баскила прокомментировал эти расходы так: «Мы понимаем, что наш приезд требует дополнительных ресурсов от города и мы платим. Но хотелось бы за такие деньги получать хоть какие-нибудь услуги. Горячей воды вообще не было, с холодной перебои. Мусор вывозили плохо. За что мы платим? Мы хотели заключить договор на вывоз мусора с частной фирмой, но чиновники начали ставить нам палки в колёса и дали понять, что деньги должны идти только им».

Вот и задумаешься, на кого должна обрушиваться волна неприязни жителей Умани, вызванная бытовыми неудобствами, связанными с приездом паломников? И почему власть, ежегодно получая от них деньги на обеспечение комфортного сосуществования с местными жителями, не может устранить раздражители, которые приводят к росту ксенофобии в отношении хасидов? И, может быть, логичней проводить в Умани марш «Умань без жадной власти», а не «Умань без хасидов»?

Кстати, представители Уманских общественных организаций, допускают, что в их городе умышленно нагнетается ситуация вокруг паломников: «Местная власть получает от хасидов достаточно большие деньги. Ей просто выгодно провоцировать конфликты, а потом требовать от паломников – давайте деньги, а мы будем вас защищать от местных антисемитов, которых тут великое множество. И хасиды верят подобным мифам про местных злобных «гайдамаков». Учитывая это, будет логичным признать, что протестные акции национальных сил в Умани, на первый взгляд направленные против инертности и бесхозяйственности власти, этой самой власти весьма выгодны.

Следует упомянуть и ещё об одной проблеме, в существовании которой традиционно обвиняют приезжих – создание милицией вокруг объектов паломничества зоны контролируемого допуска, куда граждане Украины могут попасть только по пропускам. Пожалуй, тоже обвинения не по адресу – самим хасидам подобная инициатива милиции категорически не нравится, и их представители в своё время обращались с просьбой к милиции не превращать место их проживания в резервацию, подчёркивая, что пребывание паломников в Умани ни в коей степени не должно нарушать права украинцев. Да и вообще, неразумно перекладывать на хасидов ответственность за существование проблем, возникающих при взаимоотношениях милиции и населения. Нет вины паломников в том, что милиционеры оцепления порою некорректны с гражданами Украины, а сотрудники ГАИ, воспользовавшись ситуацией с перекрытием улиц, мздоимствуют и терроризируют местных водителей.

Ещё одно распространённое обвинение, суть которого, так образно сформулировал, говоря о хасидах, лидер ВО «Свобода» Олег Тягнибок : «Ко мне приходит гость, он мне ломает всю мебель в доме, гадит на кухне, создает полный бардак…»

«Второй год мы имеем подобное несчастье. Во время проведения мероприятия в наших подъездах устраивается общественный туалет. Несмотря на то, что там поставили несколько биотуалетов, при таком скоплении народа они все идут сюда. Ходят десятками, если не сотнями, стыда – ни капли. Их не смущает присутствие посторонних, среди которых много детей, которые становятся свидетелями подобного позора. Мы стоим у подъездов и держим оборону, но взывать к их совести бесполезно. Идёт столько людей, что мы не можем с ними справиться – мусор, бутылки, бумаги, спиртное. Идут табуном. Мы вспоминаем это с отвращением, смрад стоял на весь двор, а в подъездах, что служили туалетами, лужи стекали с третьего этажа аж на первый. Такая ситуация будет повторяться из года в год» – жалуются наши граждане.

Только это уже жители Житомира, и жалуются они не на хасидов, а на своих соотечественников. Именно к таким последствиям приводит празднование своих юбилеев местным ТРЦ «Глобали», на которых, заметьте, присутствуют не десятки тысяч, а всего несколько сотен человек. И причина здесь та же – отсутствие внимания власти к потребностям как участников праздника, так и проживающих с ним по соседству.

Ну, и культура поведения, конечно. Только судя по сюжету, это не исключительно проблема хасидов, которые, кстати, соглашаются, что определённая часть паломников, в основном из молодёжи, относится к поездке в Умань как к увеселительной прогулке, совмещённой с празднованием иудейского Нового года.

И вот представил я: а если бы в какой-то небольшой городок приехали со всей Украины 30 тысяч наших земляков (исключительно мужчин). Поселились все вместе и начали отмечать Новый Год в украинских национальных традициях и с присущим для этого праздника размахом. Как положено – с салатом оливье, горилкой, салютами и петардами, песнями и танцами, походами к ёлке и братанием на улице. Ну, вы сами знаете… И так – две недели. Осмелюсь предположить, что картина не особо бы отличалась от празднования в Умани. Лично мне на Новый год с головой хватает образчиков активного веселья от своих соседей по дому, и это совсем не значит, что они плохие люди.

Подводя итоги, скажу: неоднократно замечал, что у хасидов-паломников очень популярны три слова «доллар, мафия, бардак», которые они старательно выговаривают на русском языке. Это вам подтвердит любой, кто имел возможность пообщаться с ними. Вот и в этом году, немолодой паломник, перед посадкой в автобус для отправки в Борисполь, бросил пакет с одноразовой посудой в скопившуюся на дороге кучу мусора. Увидев мою неодобрительную гримасу, он смущённо пожал плечами, а затем, кивнув головою на стоящий поблизости переполненный контейнер для отходов, удручённо произнес: «Бардак».

Наверное, настоящим хозяином в доме следует считать того, кто умеет принять гостя, а не выгнать его. И нужно крепко призадуматься – только ли хасиды должны быть в ответе за всё, что происходит во время их паломничества в Умани? Задуматься и сделать мишенью для нашего недовольства истинных виновников – «доллар, мафию, бардак».

Рекомендувати цей матеріал
X




забув пароль

реєстрація

X

X

надіслати мені новий пароль


догори