MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

Иностранный студент как выгодная инвестиция

18.11.2011    джерело: ostro.org
Светлана Золотарёва, «ОстроВ»
Практически месяц в Луганске не утихают страсти по поводу избиения иностранных студентов на территории ЛНУ им. Шевченко и погрома киоска по продаже шаурмы. Как сделать, чтобы такие инциденты не повторялись? Вниманию читателей предлагается обзор луганской прессы, опубликованный интернет-сайтом «ОстроВ».

Практически месяц в Луганске не утихают страсти по поводу избиения иностранных студентов на территории ЛНУ им. Шевченко и погрома киоска по продаже шаурмы. На минувшей неделе адвокат, который защищает одну из сторон конфликта, открыто назвал имена подозреваемых в погроме лиц: ими оказались известные в Луганске тайбоксёры. Это придало делу особую окраску и потянуло за собой новые факты. Кому было выгодно использовать спортсменов в конфликте и как сделать, чтобы такие инциденты не повторялись? На эти вопросы и пытались ответить луганские журналисты на минувшей неделе.

Шаурма как «камень» преткновения

«1 ноября в Луганске несколько десятков агрессивно настроенных неизвестных, прячущих лица под медицинскими масками и вооруженных бейсбольными битами, пришли „на разборки“ в киоск по продаже шаурмы в центре города, около Луганского национального университета имени Тараса Шевченко.

Через несколько секунд несколько нападавших были уже внутри киоска – выкрикивая оскорбления в адрес представителей неславянских национальностей, они начали крушить барную стойку. Остальные орудовали битами на улице. Через несколько минут погромщики выскочили из кафе и стали преследовать убегающих посетителей.

В тот вечер пострадали и соседние киоски с экзотической едой. Кроме того, по рассказам очевидцев, неизвестные, вооруженные битами, ворвались на территорию Луганского национального университета и пытались спровоцировать драку возле общежития № 4 (того самого, где живут иностранцы). В результате этих разборок пострадали 3 студента-иностранца. Все они на следующий день были выписаны из больницы», – вспоминает о конфликте «Восточный вариант».

9 ноября по подозрению в нападении на киоск шаурмы и избиении студентов-иностранцев задержали чемпиона мира по панкратиону, пятикратного чемпиона Украины по тайскому боксу, призера и чемпиона мира Валентина «Пиранья» Рыбалку, его тренера Владимира Скавинского и ещё одного, правда, бывшего боксёра, а ныне – вице-президента спортивного клуба «Донбасс» Андрея Спивака. Эту информацию распространил адвокат Игорь Чудовский, которого для защиты нанял хозяин пострадавшего коска по продаже шаурмы.

«Горькая ирония в том, что совсем недавно, 26 июня 2011 года, на соревнованиях по тайскому боксу на Кубок председателя Луганской облгосадминистрации, Скавинский был награжден почетной грамотой Владимира Пристюка. Спортсмена поздравляли, жали руку, называли надеждой региона, а теперь фамилия чемпиона фигурирует в таком скандале», – продолжает издание.

Кому выгодно использовать спортсменов в данном конфликте?

По мнению журналиста «ВВ», возможно, разжигание ксенофобских настроений используется в борьбе за власть:

«Я завтра приведу свою городскую федерацию тайских боксёров, это двести специально подготовленных ребят, которые начнут рваться к трибуне. Кто из вас их остановит?». Этот комментарий председателя Луганской городской федерации тайского бокса, депутата Луганского городского совета от Партии Регионов Виктора Шкуры, был дан одному из местных интернет-изданий за день до погрома. Депутат комментировал изменение правил посещения сессий горсовета. Шкура – непубличный политик, но в городском совете является председателем постоянной комиссии по вопросам местного самоуправления, обеспечения законности и правопорядка, охраны прав и свобод граждан территориальной громады города и депутатской этики. Неформально он считается человеком, которые имеет определенное влияние на распределение транспортных маршрутов и другие вопросы, связанные с этой „золотой жилой“. Ну а кроме всего прочего, Шкура еще и офицер КГБ в прошлом».

Есть у издания и другой вариант причины произошедшего:

«Почему для погрома выбрали именно окрестности Луганского национального университета? Ведь студентов-иностранцев и в других вузах предостаточно. Уж не в политических ли амбициях почётного президента ЛНУ Виталия Курила дело? Близятся парламентские выборы. По понятным причинам, попасть в ВР в рядах „тимошенковцев“ не получится. Регионалы уже однажды использовали против Курило дутый компромат с целью навредить имиджу университета. И ничто не мешает им (или кому-то другому) повторить маневр», – считает журналист.

«Правоохранители очень просят не нагнетать обстановку. „Преступления, совершаемые в Луганской области неславянами, не носят системного характера. Поэтому любые заявления об ‘этнической преступности’ явно преувеличены“, – говорят в милиции. Но в таком случае политический подтекст в действиях внезапно активизировавшихся общественников и, что куда более показательно, спортсменов в компании с подпольными национал-социалистами, кажется еще более правдоподобным. И те люди, которые пытаются управлять маргинальными настроениями и спекулировать на комплексах молодых людей, скорее всего, действительно преследуют политические цели», – уверен автор материала.

Поиски крайнего

Поделился мнением насчёт происходящего и журналист «Нашей газеты» – издания Луганского областного совета. По мнению автора, адвокат Чудовский «сделал ошибку», предав огласке имена подозреваемых в погроме:

«Прав адвокат или нет, но в любом случае до окончания судебного расследования не стоило делать подобных заявлений. Даже если очень хотелось во что бы то ни стало отстоять интересы „шаурменов“ и самому в процессе подняться над приевшимся „хулиганством“. На мой взгляд, никогда не стоит связывать гастрономические вопросы (какая еда вредная желудку и кто там травит украинцев чужеродными продуктами) с вопросами этническими и политическими, а бытовые разборки – с национальными и расовыми конфликтами. Подобные „цепочки“ чреваты, и прежде всего для самих „связующих“».

Журналист также обращает внимание, что в контексте данного дела никто не упоминает что, «как свидетельствуют милицейские протоколы, нападавших было 25–30 возрастом от 20 до 30 лет, а в спортивной секции, название которой также прогремело, занимаются от силы человек 10–15 этого возраста».

«Никто не отметил и такой факт, что в секции занимались, занимаются и, уверен, будут заниматься представители как раз разных народов… Подобная „оперативная“, но однобокая публичность может привести к тому, что настоящие зачинщики нападений скроются в неизвестном направлении и наказания не понесут, а спортсменов, как недавно выразился руководитель луганской федерации тайского бокса, „сделают крайними“», – пишет издание.

Журналист «Нашей газеты» не отрицает, что проблемы во взаимоотношениях между коренными жителями Луганщины и иностранцами действительно имеются.

«Но обусловлены они не личной неприязнью „наших к ненашим“, а отсутствием необходимой подготовки со стороны представителей различных учреждений, как государственных, так и международных. Не будем их называть – все в равной степени несут ответственность, ведь они не занимаются надлежащим просвещением мигрантов, разъяснением особенностей культуры и традиций тех людей, которые живут здесь из поколения в поколение. Безусловно, луганчане (и украинцы в целом) тоже должны по-дружески и даже в какой-то степени снисходительно относиться к гостям, но, понятно, гораздо легче объяснить приезжим, что принято здесь, чем украинцам выучить особенности поведения и традиций всех народов, представители которых сюда приезжают», – продолжает журналист.

Иностранный студент – выгодная инвестиция

Идею о том, что луганчанам и иностранцам стоит «притираться» друг к другу, поддерживает и президент ЛНУ им. Шевченко (вуз, на территории которого произошел конфликт), нардеп Виталий Курило. Об этом он заявил в интервью изданию «Луганск. Комментарии». По мнению нардепа, в условиях, когда в местных вузах хочет учиться всё больше иностранцев, «необходимо адаптироваться, и сразу всем, т. к. иностранные студенты приносят выгоду городу и при этом являются „транзитными людьми“»:

«Горожанам стоит не забывать, что иностранный студент выгоден тем, что это внешняя валютная инвестиция. Не только в университет, но и в город. Приезжает иностранный студент – оплачивает до 2 тысяч долларов за обучение. Но он и живет в этом городе, ему еще надо не менее 5–10 тысяч долларов в год потратить на жизнь в Луганске. Это следует понимать всем: и жителям, и властям. Благополучие логично несет и какую-то нагрузку. Иностранный студент отличается от тех, кто нелегально мигрирует или приезжают, как рабочая сила. Последние приехали, заняли чьи-то рабочие места, создают постоянные анклавы, привносят какие-то изменения в общество. Это происходит уже много лет в Европе. Студент-иностранец выгоден тем, что он приехал, отучился пять-шесть лет и уехал к себе на родину или в другую страну. Это транзитные люди. Поэтому во всем мире все университеты и государственная власть борется за приток студентов-иностранцев».

При этом он не стал отрицать, что иностранцы сами могут провоцировать негативное отношение к себе:

«Возникают проблемы и со стороны самих иностранцев. К большому сожалению, самые продвинутые, богатые, талантливые едут не в Украину, а в Англию, Америку. К нам едут бедные, потому что у нас стоимость образования очень низкая. В Азербайджане, к примеру, стоимость года обучения для азербайджанца 3 тыс. долларов, а у нас 1 тысяча. Поэтому в украинские вузы едут не самые состоятельные, не самые образованные».

Также, по мнению В. Курило, решать проблему диалога между населением и приезжими иностранными студентами должны и университеты, и муниципалитет, и государство:

«Это общая проблема. Нужна взаимная терпимость и понимание. При этом иностранцы должны вести себя соответственно правилам и нормам жизни в украинском государстве».

Напоследок нардеп заявил, что считает нужным селить украинцев и иностранцев в одном общежитии:

«Только вместе. Практика нашего вуза показывает, что так быстрее идет адаптация к стране и культуре, быстрее изучается язык».

Дерзкий вызов обществу

Газете «Неделя+» своё мнение о конфликте высказал председатель правления религиозной организации «Салам», доцент Восточноукраинского университета им. В. Даля Сейфулла Рашидов:

«Я думаю, что это серьезная проблема. Это наглый, дерзкий вызов всему обществу. Быть может, это акт устрашения, возможно, направленный против иностранных студентов. Возможно, есть другие подводные течения и камни, например, борьба за вузы. Возможно, это акции, направленные против руководства города, правоохранительных органов.

Здесь могут быть и бытовые причины. К примеру, иностранных студентов могут не любить за то, что им освобождают места в общежитиях за счет наших, которые вынуждены искать себе квартиры. Могут быть и экономические причины – люди, недовольные своим экономическим положением или социальным статусом, находят козла отпущения и выплескивают свои эмоции по любому поводу. Поэтому это тревожный сигнал для всех нас. Накануне серьезных спортивных состязаний Евро-2012, я думаю, правоохранители дадут должную оценку этому. В Европе тоже наблюдается рост ксенофобских националистических настроений, экономическая ситуация и кризис тому причина».

Также он сообщил журналисту издания, что, во избежание подобных конфликтов, считает необходимым создание комплексной программы по систематической работе в вузах правоохранительных органов, правозащитных организаций, национально-культурных общин. На данное время, по мнению Рашидова, в Украине проблемой адаптации иностранных студентов практически никто не занимается:

«Ведь главная задача вузов сегодня – пополнить бюджет. Образование и воспитание – дело десятое. К примеру, почему бы министерству не разработать специальную программу по адаптации иностранных студентов. Скажем, издать брошюру для иностранных студентов, где были бы перечислены принятые в стране правила поведения. На своем опыте могу сказать, что я приехал сюда 33 года назад. Впервые в жизни увидел поезд. Я в кедах приехал и майке, помню, не знал слов „Вы“, „извините“, „пожалуйста“, я не знал, что даме нужно уступить место, руку подать. Я не знал потому, что в моем родном языке и культуре таких элементов нет. А в другой части этой брошюры должны быть зафиксированы „заслуги“ – в кавычках – иностранных студентов: скольких детей они оставили без отцов, потому что бросили семьи в Украине, сколько случаев разводов с иностранцами, сколько сидит в местах лишения свободы за поножовщину и другие преступления, сколько их утопилось в наших водоемах…».

В разговоре с журналистом Сейфулла Рашидов не стал отрицать, что к преступлениям, которые совершаются в Украине иностранными гражданами, привлекают гораздо больше внимания, чем к тем же преступлениям, но совершенным самими украинцами:

«Возможно, кому-то это выгодно, кто-то зарабатывает политические дивиденды, возможно, повышает свой рейтинг, возможно, у политиков арсенал политико-технологических средств исчерпан. Обратите внимание, в тот же день, когда в кафе иностранец порезал местного жителя, была информация в криминальной хронике, что „луганский студент зарезал сожительницу, расчленил труп на четыре части и прятал труп четверо суток“. Сообщение прошло незамеченным, ни в одном комментарии не было указано, кто он – русский, украинец, белорус или кто-либо еще. В то же время туркмен совершил преступление в ночном клубе, и масса комментариев, масса оскорбительных высказываний. К сожалению, у нас вообще очень высокий уровень преступности. Но я не знаю ни одного такого случая, чтобы иностранные студенты занимались поножовщиной в силу того, что кто-либо из их противников русский, украинец или белорус. Зато знаю несколько случаев, когда на иностранцев нападали потому, что они иностранцы, нападали с оскорбительными выкриками. Хотя я не думаю, что ситуация неуправляемая, русские и украинцы намного толерантнее, чем некоторые народности».

 Поділитися