MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

ДТП на «дороге жизни»

30.01.2013   
Юрий Шершень
Значительная часть трудоспособного населения Чугуева работает в 1-й столице. Поэтому автотрасса Чугуев – Харьков стала для многих воистину «дорогой жизни»… Но иногда эта дорога может принести и боль, и мучения, и потери. А помощи потерпевшим зачастую ждать неоткуда

В Чугуеве – городе-спутнике Харькова, кроме ряда бюджетных учреждений, а также заведений торговли и обслуживания, работать практически негде. Но спасает близость с мегаполисом: наверное, около половины трудоспособного населения Чугуева работают в 1-й столице. Поэтому автотрасса Чугуев – Харьков стала для многих воистину «дорогой жизни»…

Но иногда эта дорога может принести и боль, и мучения, и потери. А помощи потерпевшим, как выясняется, ждать неоткуда.

Сообщение Департамента ГАИ МВД Украины:

«В столкновении внедорожника и автобуса травмированы 26 человек

14 сентября, в 18 часов 15 минут, на 524 км автодороги Киев – Харьков – Довжанский произошло дорожно-транспортное происшествие с тяжелыми последствиями. По предварительным данным, водитель автомобиля «SUZUKI GRAND VITARA», при повороте направо, не предоставил преимущества в движении и совершил столкновение с автобусом «Богдан», который двигался по закрытому участку дороги, в связи с ремонтом.

В результате ДТП оба водителя, двадцать три пассажира автобуса «Богдан» и одна пассажирка автомобиля «SUZUKI» получили телесные повреждения разной степени тяжести.

Автобус двигался по маршруту г. Харьков – г. Чугуев. На время ДТП в салоне этого транспортного средства находилось 30 пассажиров.

По факту ДТП ведется следствие».

Наш корреспондент встретился с 3-мя людьми, попавшими в эту аварию, чтобы выяснить, что им довелось пережить, получили ли они какую-либо помощь, и как сложилась их жизнь после ДТП.


1. Алена.

Работаю в Харькове – на заводе «Электротяжмаш». Точнее, наверное, сказать, работала. Потому что, по характеру деятельности, моя работа требует больших физических усилий, а в настоящее время они попросту противопоказаны.

Одновременно учусь на заочном отделении в ВУЗе. 14 сентября находилась в учебном отпуске, ехала после 5-й пары домой. Около 18.00, простояв большую очередь, села в «Богдан». Сидеть довелось как раз напротив задней двери.

Примерно на половине пути вдруг увидела в окно слева джип, который двигался прямо на нас (а «Богдан» в это время почему-то ехал по закрытому участку дороги), услышала крики людей. Затем последовал крутой поворот автобуса вправо и 2 толчка.

Меня резко выкинуло с места… Придя в себя, обнаружила, что лежу у дверей, спиной на ступеньках. И на мне сверху лежало чье-то тело, потом его подняли. У меня защемилась и болела нога, очень болела спина. Открыв глаза, подумала: «Неужели я умираю!»… С трудом поднявшись, превозмогая боль и хромая, выкарабкалась как можно быстрее в дверь, которая уже была открыта – боялась, что в любой момент топливо может взорваться – ведь автобус въехал в автозаправку.

Пассажиры ругали водителя джипа. Но мне было очень плохо, я ничего не понимала, дошла «на автомате» до заправки, попросила у уборщицы сесть. Она дала стул, испуганно посмотрела на меня и… начала плакать. Тогда я обернулась и увидела в отражении в окне, что у меня вся левая часть лица залита кровью…

На улице перед автобусом творился сущий кошмар. Какая-то женщина закричала: «Боже, у меня зубы выбиты!» Другая неподвижно лежала на газоне впереди «Богдана», из ее головы текла кровь, которую мужчина вытирал тряпкой. Вокруг слышались крики и плач.

Я пошла искать мобильный телефон, который выронила в момент аварии, чтобы позвонить домой. Другие люди тоже искали свои вещи, сумки, кто-то оплакивал разбитый телефон. Свой мобильник я так и не нашла – его вернули позже.

Кто-то дал мне телефон, чтобы позвонить домой, но я так и не смогла дозвониться – никто не брал трубку, а номера мобильных своих родителей и брата не могла вспомнить – настолько пребывала в шоке…

Обидно, что «Богдан», который ехал за нами, даже не притормозил – проехал мимо. Некоторые люди, проезжавшие на авто по трассе, стопорились, чтобы поглазеть да пофотографировать.

Но, слава Богу, были и такие, которые останавливались, чтобы оказать помощь. Мужчина, ехавший в Харьков на иномарке, развернулся, предложил довезти в больницу в Чугуев, взял меня (я даже не села, а скрутилась от боли на переднем сиденье) и еще 2-х парней из попавшего в аварию автобуса. Но ребята в стационар не поехали, сказали, что нормально себя чувствуют. А я понимала, что ехать в больницу без денег не имеет смысла, поэтому попросила своего спасителя (я очень ему благодарна!) довезти меня домой.  

Когда меня вынимали из автомобиля, прошел шок, и я резко почувствовала дикую боль в спине, ноге, начала болеть голова. В этот момент мама подходила к дому, увидела окровавленную дочь и выронила телефон из рук.

Брат и мама привезли меня в больницу. Но мои ноги не слушались, поэтому меня практически несли. В приемную привезли первой из попавших в аварию.

Около 7 вечера оказалась в больнице.  Раны на лице мне обработали зеленкой. Усадили на инвалидное кресло, разрезали джинсы, чтобы обработать ногу. Повезли на рентген – сказали, чтобы сняла золото – и только тут обнаружилось, что нет одной из сережек…

Когда вывезли с рентгена, уже был полный коридор людей, привезенных с аварии, и их родственников. Кстати, некоторых отвезли в реанимацию в Харьков…

За рентген мы заплатили. Потом другие возмутились – им стали делать рентген бесплатно.

С головы у меня текла кровь, не могла ее остановить. Сидела в коридоре и плакала. Думала, смогу ли вообще ходить, меня трусило.

Врач спросил: «Что желаешь?» Сказала: есть хочу. Тогда реально очень хотелось есть. Мне сделали кучу анализов, уколов. Положили на койку только около 11 вечера, поставили капельницу. Вновь приехали родители и накормили.

Кроме меня, в ту же палату привезли еще 2-х девушек. Пришли сотрудники милиции, опрашивали их и меня...

В больнице пролежала 21 день, врачи говорили: «ничего страшного, ушиб спины», но отправили на томографическое обследование в Харьков, которое дало результат: сломано 3 отростка в позвоночнике, переломо-вывих копчика, открытая черепно-мозговая травма и сотрясение мозга. После этого отправили в институт Ситенко для подтверждения диагноза. Диагноз подтвердили.

Судмедэксперт пришел тогда, когда раны уже были не свежими, гематомы почти сошли. Заключение судмедэксперта так и не видела.

Потом пришлось еще пролежать в больнице 2 недели. Разумеется, на обследование и лечение потратили не одну тысячу грн. Помогали родители, руководство завода, коллеги…

Выписали на постельный режим, поставили на учет у травматолога. Надела корсет, вызвала такси, и со своей коллегой по несчастью, у которой перелом позвоночника, в положении лежа поехали к руководству автоперевозчика – чтобы посодействовал, чтоб страховая компания быстрее выплатила страховку – ведь нужны деньги на лечение. 3 раза ездили, нам посопереживали, но так ничем и не помогли.

Сейчас болит спина, физически ничего не могу делать. Доктора сказали, что работать на заводе нельзя. По ночам часто снится эта жуткая авария. До сих пор боюсь ездить на автомобильном транспорте…

Вынуждена была обратиться в «Центр правовой поддержки и информации» Чугуевской правозащитной группы.

Писали в страховые компании, являющиеся страховщиками как «Сузуки», так и «Богдана», просили выплатить предусмотренную законодательством для пассажиров междугородних рейсов страховку от несчастного случая. Безрезультатно. Ответ один: следствие определит, кто виновен – тогда… А следствие топчется на месте. Следователь «кормит завтраками».


2. Алексей.

В Харькове стажировался на работе, которая обещала хорошую перспективу. 14 сентября ехал домой в рейсовом автобусе «Богдан». Спешил, поэтому «сел» в автобус стоя. В салоне находился недалеко от водителя, слушал музыку через наушники.

Вдруг боковым зрением увидел движущийся на автобус джип «Сузуки», успел крепче схватиться за спинку сиденья. От удара меня развернуло и ударило головой о поручень, а от следующего – бросило вниз. Через некоторое время очнулся лежащим на «подмостке» возле водительского сиденья и ощутил, что буквально задыхаюсь от массы тел, навалившихся на меня сверху. Почувствовал, что на лицо, голову и туловище льется ручьем чья-то кровь.

Стал выбираться. Подобрал выпавшие из карманов мобильный телефон и MP3-плеер – они были разбиты. Увидев девушку, лежащую на ступеньках возле передней двери, протянул ей руку помощи и… ощутил резкую боль в шее и спине…

Вышел через заднюю дверь. В глазах потемнело. Сел на клумбу впереди «Богдана». Слышались крики, ругань, вокруг царил хаос. Девушка, которая «вылетела» через лобовое стекло, не могла даже сесть, плакала и опять ложилась. Мне стало плохо, начало тошнить, кто-то поднял, сказали: вставай, «стела» с рекламой заправки может упасть.

Встал на «автопилоте», пошел на заправку – купил воды. Увидел девушку с поломанной рукой. Вспомнив, что в сумке лежит спортивная куртка, которой можно перевязать руку, вернулся в салон автобуса, нашел сумку и чей-то мобильный телефон, который, по-видимому, отключился от удара. Искал владельца телефона, но безуспешно... Дал девушке свою спортивную куртку для перевязки. Мне говорят: «перевязывай», – а я не могу, потому что голова кружится, плохо соображаю…

Через какое-то время к месту аварии подъехал другой джип, водитель которого предложил доставить пострадавших в Чугуев. Я и еще один парень сели на заднее сиденье, а на переднее, можно сказать, вползла другая девушка, лицо которой было в крови.

В больницу ехать я не захотел, потому что, кроме ушиба спины, которая была почти вся счесана (бок был аж синий), и ушиба ноги, видимых повреждений у меня не было. Но на следующий день спина разболелась так, что тяжело было передвигаться. Поэтому был вынужден обратиться за помощью в поликлинику, после чего меня госпитализировали. В Чугуевской районной центральной больнице мне поставили диагноз: закрытый перелом поперечных отростков позвоночника слева со смещением. Пролежал 10 дней. Врачи, удивляясь, говорили: «Молодой, привыкший к физическим нагрузкам, потому и отделался сравнительно легко. Ведь с такой травмой тебя запросто могло и парализовать!».

Кстати, в больнице нашел владелицу найденного телефона, которой оказалась Алена.

Пока лежал в больнице, мать пошла в офис фирмы, осуществляющей перевозки Чугуев – Харьков, рассказала, что сын попал в аварию, и спросила, что нам теперь делать. В ответ сказали: приходите позже…

Сейчас в связи с полученной травмой я вынужден проходить длительное и мучительное лечение, которое стоит очень дорого. Стажировка моя «накрылась». Пока не могу даже нормально сидеть, хожу в специальном бандаже на поясничном отделе позвоночника.

Обратился в Чугуевскую правозащитную группу. При поддержке юриста написали и в страховые кампании, и перевозчику, но – безрезультатно. Последний даже не удосужился ответить. Надежда, как известно, умирает последней. Одного только я не пойму – почему страховщики отнекиваются? Я так думаю: пострадали пассажиры – извольте выплатить страховку, а потом уже выясняйте, кто прав, а кто виноват, и с виновного взыскивайте!


3. Леонид.

14 сентября ехал в упомянутом «Богдане»… До сих пор нахожусь в больнице (поэтому с корреспондентом, к сожалению, пообщаться нормально не удалось). Страховых выплат тоже не получил.

Страховые компании отказываются выплачивать страховки, ссылаясь на то, что пока не определен виновник аварии. Виновника устанавливает милиция.

А что же милиция? По данному ДТП 14 сентября 2012 г. возбуждено уголовное дело по признакам ч. 1 ст. 286 Уголовного кодекса Украины (Нарушение правил безопасности дорожного движения или эксплуатации транспорта лицами, управляющими транспортными средствами). Дело ведет отдел расследований ДТП следственного управления ГУ МВД Украины в Харьковской области.

Или не ведет? По словам правозащитника Романа Лихачева, следователем было только возбуждено уголовное дело. Никто даже не привлечен в качестве обвиняемого. Кроме допроса потерпевших и свидетелей, фактически не выполнен целый ряд необходимых следственных действий: не проведено воспроизведение обстановки и обстоятельств происшествия, не назначены автотехническая, транспортно-трасологическая и другие виды необходимых экспертиз. Возможно, дело просто хотят «заволынить». В надежде, что потерпевшие постепенно оклемаются и забудут о своих претензиях?

PS: Как стало известно во время подготовки материала, 22 января недалеко от Харькова в аварию попал очередной автобус, совершавший рейс из Чугуева. Правда, на этот раз в него въехали «Жигули», пассажирка которых в результате ДТП погибла.


Справка «ПЛ»:

Личное страхование от несчастных случаев на транспорте в Украине регулируется «Положением об обязательном страховании от несчастных случаев на транспорте», утвержденным постановлением КМУ от 14 августа 1996 г. №959. В соответствии с п. 2 указанного Положения, пассажиры считаются застрахованными с момента объявления посадки в автобус или другое транспортное средство до момента завершения поездки. Оплата страховки пассажиров входит в стоимость билета и составляет на маршрутах пригородного сообщения до 3% от его стоимости.

Перевозчик при каждом несчастном случае, который произошел с застрахованным на транспорте, должен составить акт о несчастном случае с пассажирами (и/или с водителем).

В 2011 г. Кабмин принял Постановление №146 «О внесении изменений в Положение об обязательном личном страховании от несчастных случаев на транспорте», согласно которому максимальная сумма выплат пострадавшим была увеличена до 6 тыс. необлагаемых налогом минимумов и теперь составляет 102 тыс. грн. Такую сумму выплачивают после гибели или смерти застрахованного вследствие несчастного случая на транспорте семье погибшего или его наследнику.

В случае временной потери пассажиром трудоспособности в результате аварии предусмотрена выплата – 0,2 процента страховой суммы (204 грн.) в сутки, но не более 50 процентов страховой суммы.


Фото Департамента ГАИ МВД и «АТН» (Харьков)

 Поділитися