MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

И снова о делах скорбных украинских адвокатов

25.04.2013   
А. Гончаренко г. Харьков
Украинской адвокатуре уже 139 лет. Ее целью была и есть защита прав, что в некоторой мере ставит ее в оппозицию к правоохранительным органам, отдельным чиновникам. Во всяком случае, так это выглядит со стороны. Опыт правозащитной работы накапливался веками и передавался от поколения к поколению. На сегодняшний день адвокатура – достаточно сильный правозащитный институт. Но это пока!

В статье «К вопросу о ежегодных взносах адвокатов» я надеялся на мудрость, человеколюбие, умение наших руководителей исправлять ошибки. Но, увы, ошибался. Чуда не произошло. Реакция оказалась обратной. Бывшего председателя ВККА Высоцкого В.И. лишили права на занятие адвокатской деятельностью. В отношении 9 адвокатов, членов Рады адвокатов Украины, материалы о привлечении к дисциплинарной ответственности направлены в Донецкую, Закарпатскую областную КДКА, а в отношении бывшего председателя Закарпатской КДКА – в Харьковскую.

Причины и мотивы, надеюсь, понятны. Для меня они очевидны. Решением Закарпатской КДКА от 17.04.2013г. адвокатская деятельность члена Рады адвокатов Украины Баранской Н.С. (Ровно) приостановлена на один год. Дисциплинарное производство возбуждено и в отношении адвоката Сафулько С.Ф. (г. Луцк). Возникают вопросы. Почему такое происходит? Кому это нужно? Какая цель ломки традиционно толерантных отношений в адвокатуре. Что ждет адвокатское сообщество? В качестве ответов на эти вопросы хочу поделиться некоторыми соображениями.

Украинской адвокатуре уже 139 лет. Ее целью была и есть защита прав, что в некоторой мере ставит ее в оппозицию к правоохранительным органам, отдельным чиновникам. Во всяком случае, так это выглядит со стороны. Опыт правозащитной работы накапливался веками и передавался от поколения к поколению. На сегодняшний день адвокатура – достаточно сильный правозащитный институт. Но это пока!

С момента обретения государством независимости правоохранительные органы неоднократно подвергались различным модернизациям, усовершенствованиям и реорганизациям. И как результат, опытные кадры ушли, а на их место пришли другие, не имеющие такого опыта и квалификации. Они значительно слабее (по знаниям) адвокатов, что в современных условиях усложняет их работу. Кроме того, адвокаты на свое усмотрение принимают поручения на защиту по уголовным делам, представляют интересы граждан в административных и других судах. Готовят обращения в Европейский суд по правам человека, и многое другое.

Все это создает головную боль для некоторых высокопоставленных чиновников, назовем их кукловодами. Им такая вольная адвокатура не по душе. Но бороться с ней они не могут. Право на жизнь адвокатуре дала Конституция. Следовательно, нужно изыскать другие способы ослабить, разложить ее и хорошо бы делать это руками самих адвокатов.

История знает подобные примеры, но они имели отношение к совершенно другой среде. Чиновники-кукловоды подумали, а почему бы не использовать исторический опыт сталкивания лбами, а вдруг опять получится.

Изучили адвокатскую среду, определили слабые места, возможные болевые точки. Получилась интересная клиника.

В последние годы авторитет адвокатского труда понес определенные потери и одной из причин является коррупция в правоохранительных и иных органах, злоупотребления отдельных чиновников. Видя это, некоторые адвокаты (не совсем состоявшиеся в профессиональном смысле) приблизились к государственным структурам, ушли на государственную службу. Однако, сохраняют статус адвокатов, имеют желание влиять на адвокатуру в целом, и лично на адвокатов, а проще говоря – управлять. Это первая самая малозначительная группа адвокатов.

Вполне очевидно, что в адвокатуру «втерлись» случайные люди с недостаточным образовательным и культурным уровнем. Порой с сомнительным, а иногда и криминальным прошлым. (Некоторые ранее занимали должности в правоохранительных органах, но ушли по собственному желанию). Их можно назвать обиженными. Признания в адвокатуре они не нашли. Между тем, считают, что заслуживают большего, мечтают попасть, а иногда и попадают в органы адвокатского самоуправления. Их не так много, но они есть. В Раде адвокатов Украины состоит лицо, ранее отбывшее уголовное наказание за убийство, причинение телесных повреждений. Членом аттестационной палаты одной из региональных КДКА является лицо, отбывшее наказание за получение взятки, некоторые имеют непогашенные дисциплинарные взыскания. И такие примеры, думаю, не единичны. Возможно, они действительно исправились, но разве нет более достойных адвокатов?

Учитывая моральную ущербность этой группы обиженных адвокатов – карьеристов, ими можно управлять, использовать, а они могут давить на адвокатов. Это вторая, заметно большая группа.

И третья часть адвокатской среды. Самая многочисленная часть адвокатов, занимающихся сугубо профессиональной деятельностью, уже состоявшихся или стремящихся стать мастерами своего дела.

Они терпеливы, избегают конфликтов, готовы всегда уступить лишь бы им не мешали делать свое дело. Будучи образованными и интеллигентными людьми, с неохотой отстаивают свои права, но до крайности возмущены неуважительным отношением к себе. Пока об этом говорят «на кухне». Именно эта часть адвокатов своим профессионализмом, умением делать свою работу и вызывает головную боль у чиновников-кукловодов, мечтающих построить адвокатов рядами.

Для достижения цели кукловодам нужно, чтобы первые использовали вторых, а те, получив власть, возмутили третьих, породили недовольство. Если будет недовольство, то естественно будет и наведение порядка. Пока у чиновников получается. Конфликтная ситуация создана. Учредительная конференция в г. Харькове проводилась под охраной. К участию в ней не допустили примерно 300 человек. Учредительный съезд в г. Киеве проведен по тому же сценарию. Я уже не говорю о размере и порядке оплаты ежегодных взносов, попытке (пока неудавшейся) создания департамента внутренней безопасности. Возбуждение дисциплинарных дел в отношении инакомыслящих адвокатов, привлечение их к дисциплинарной ответственности дает основание утверждать о глубоком конфликте. Проще говоря, адвокаты начали «есть друг друга», что неизбежно приведет к взаимному самоуничтожению и приходу в органы адвокатского самоуправления лиц, которые пойдут на "сделку" с чиновниками-кукловодами и дадут им право дергать себя за веревочки.

Прошу простить меня за сравнение, наверное, я ошибаюсь, но происходящее очень похоже на разработанное и реализованное органами НКВД СССР в 40-е годы прошлого столетия «мероприятие», которое вошло в историю как «сучьи войны».

Дорогие мои коллеги адвокаты, не ищите врагов в своей среде. Не ешьте друг друга. Самоочищение, единение проведите цивилизовано. Путь один – внеочередные конференции в регионах и съезд. Не дайте себя превратить в кукол. Сохраните самобытность, авторитет и статус самоуправляемости.

 Поділитися