MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

Полная блокада или цивилизованный выезд из ЛНР?

14.02.2016    джерело: svsever.lg.ua
Богдан Бондаренко

Возобновление обстрелов украинских блокпостов со стороны боевиков заставляет многих жителей оккупированных территорий думать о других – более дорогих, но менее рискованных путях въезда-выезда. Кто-то ездит проведать свое жилье и родственников, кто-то выезжает из оккупированной территории получить соцвыплаты, пенсии и закупить гораздо более дешевых украинских продуктов. Поэтому при угрозе закрытия всех пропускных пунктов на лини разграничения, единственный возможный путь в псевдореспублики «ЛНР» и «ДНР» – через Россию.

Когда обстановка спокойная, народ предпочитает оформлять пропуски и ездить через линию разграничения между свободной территорией и боевиками – потому что значительно дешевле. Так, наиболее популярный путь в Луганск из Рубежного и Северодонецка – через Станицу-Луганскую.

Билет на автобус стоит 125 грн. – почти 4 часа езды до Станицы-Луганской из-за многочисленных блокпостов. Автобусы ездят почти как ранее на Луганск – только в Счастье поворачивает влево мимо Луганской ТЭЦ. Далее огромная стоянка, где оформляются документы – можно даже согреться в палатках МЧС Украины. Проходишь пешком 1,5 км до последнего блокпоста Украины и затем частично разрушенный мост с деревянными сходами. Далее еще полкилометра, блокпост боевиков и можно садиться на маршрутку за 5 грн. (или 10 российских рублей) до восточных кварталов Луганска – 50 лет Октября. Пропуск осуществляется только засветло – обычно до 16-00.

Второй, менее массовый, но экономный маршрут, пролегал через Попасное – туда ехали на электричке, и далее садились на автобус до Луганска.

Главные проблемы пока что с украинской стороны – высказывания в сторону пенсионеров в автобусах, вывозящих со свободной территории продукты и, наверное, пенсии с пособиями. И демонстративно долгие досмотры «в отместку» на украинских блокпостах – у боевиков особых задержек практически не бывает.

Через Россию, стоимость проезда гораздо выше – от 550 грн. («Рубежное-Луганск» через РФ) до 800 грн. (маршруты «Алчевск-Киев» и другие).

То есть, экономика пассажирских перевозок между свободной и оккупированной территорией балансируется приблизительно следующим образом:

- дешевле, но с большим риском для жизни, придирками и ожиданиями через линию разграничения (блокпосты боевиков и украинские блокпосты);

- дороже и комфортнее через Россию (как правило, с въездом-выездом в Харьковской области) но с российскими ограничениями по багажу.

В условиях, когда все КПВВ могут быть закрыты из-за обстрелов боевиков, единственный путь, который останется – через Россию. Насколько он надежный, мы и поинтересовались у перевозчиков и пассажиров. Тем более, его также могут закрыть – если возобладает идея «всеобщей блокады» оккупированных территорий.

Итак, перечень рисков этого второго маршрута:

Правовые проблемы

Украина уже год как окончательно закрыла пункты пропуска через государственную границу на неконтролируемой территории – распоряжением Кабмина №106-р от 18.02.2015. Поэтому государственная пограничная служба Украины трактует пересечение автобусами бывших погранзастав в Краснопартизанске и Изварино как нарушение режима пересечения границы.

Далее, совместно с СБУ некоторые автобусы забираются на штрафплощадки и возбуждаются уголовные дела или составляются админпротоколы на перевозчиков. Пока что удается решать проблему с помощью взяток. Но нет однозначного ответа о законности таких перевозок. Перевозчики сообщили нам о задержанных машинах «Восток-транс-Алчевска», автобусов из Ровеньков – однако не хотят рассказывать все детали. Судя по всему: пока удается ездить – лучше не привлекать внимание общественности, иначе после прекращения потока взяток, СБУ в назидание закроет маршруты.

Не исключено, что в схему придется добавлять пересадку на другой автобус – дабы прекратить это вымогательство со стороны пограничников и сотрудников СБУ. А именно: одним автобусом вывозить в РФ – а другим выезжать из Харькова или Киева в РФ и забирать оттуда жителей зоны АТО. В этом случае, СБУ и погранслужбе нечего будет предъявить перевозчикам.

Административному преследованию поддаются и пассажиры – на них также иногда составляются протоколы об административных правонарушениях по ст. 204-1 КУоАП«Незаконное пересечение или попытка незаконного пересечения государственной границы Украины». По данным реестра судебных решений, размещено следующее количество постановлений судов по делам об административных правонарушениях этой категории:

- на запрос «204-1 КУПАП Червонопартизанськ» с 01.07.2014 (эту дату выбрали исходя из того, что в июне 2014 Свердловский горсуд размещал в реестре еще классические нарушения границы) – 1181 постановление суда

- на запрос «204-1 КУПАП Довжанський» с 01.07.2014 – 1588

Впрочем, украинские суды пока что защищают права таких граждан и либо закрывают производство ввиду отсутствия в действиях состава административного проступка, либо признают эти действия малозначительными.

Тем не менее, определенное психологическое давление эти действия оказывают.

Вдобавок, в условиях квалифицирования судей, которое сейчас стартует в Украине – фактически люстрации судов, судебная практика может и поменяться: патриотическая общественность может задавать неприятные вопросы судьям, защищающим права жителей оккупированных территорий.

Перекрыть этот канал поездок власть не сможет – разве что усложнит его, заблокировав пересечение росийско-украинской границы. В этом случае, поездки будут осуществлять по более длинному транспортному плечу – через Белоруссию. Закрыть же перемещение граждан с Белоруссией, Украина не сможет. Все просто: в условиях, когда значительная часть военно-технических поставок идет от Минска (в том числе большая часть бензина и дизтоплива на украинском рынке), любой публичный недружественный шаг может сильно повредить взаимодействию с командой Лукашенко и сразу создать проблемы со снабжением украинских военных (как минимум, значительно удорожить его).

Обострение отношений «ЛДНР» с РФ

Хотя «ЛДНР» считается подконтрольной Кремлю, для российского руководства оно представляет также угрозу по следующим причинам:

1) из-за санкций, Россия теряет возможность содержать «ЛДНР» (возложить эти расходы на Украину в рамках Минских переговоров пока не удается); сокращение же финансирования боевиков будет обострять их отношения с Кремлем.

2) боевики часто пытаются выехать в РФ, чтобы вывезти оружие либо награбленные на войне капиталы, что не очень-то хорошо влияет на криминогенную обстановку в России. И так обострившуюся из-за экономического спада 2014-2015 гг.

3) многие русские националисты рассматривают «ЛДНР» как трамплин для смены власти в Кремле, поэтому российские власти задумываются над тем, как сдержать вооруженных боевиков в границах террористических образований.

Вышеперечисленное побудило российские спецслужбы проводить зачистки неподконтрольных отрядов боевиков, а также укреплять границу. То есть, пока наша власть декларирует мифические «восточные стены Яценюка», Россия на деле роет рвы и укрепляет границу с «ЛДНР».

Касательно простых жителей, это выразилось в ужесточении пограничных досмотров. Собственно и ранее нельзя было провозить никакие мясные продукты из Украины через РФ и многое другое – то теперь водители автобусов минимизируют багаж вообще. Общая рекомендация перевозчиков: не более одной средней сумки и одной маленькой в руках – если же будут большие сумки или бытовая техника, российские пограничники, бывает, выбрасывают их (не пропускают). С одной стороны, это защищает от мародерства (вывоза бытовой техники из брошенных квартир на оккупированной территории) – с другой, делает невозможным вывоз вещей по такому маршруту.

Фактор боевиков

Особого контроля со стороны боевиков пока не отмечается, хотя и были прецеденты 2014 года, когда запрещалось вывозить практически все из Луганской области. Так, не давали вывозить мебель, бытовую технику, много одежды и обуви. Соответственно, может быть установлен жесткий контроль со стороны «ЛДНР» и на границе с Российской Федерацией.

В зоне особого риска – мужчины призывного возраста, которые рассматриваются боевиками как мобилизационный ресурс. Если «ЛДНР» начнет готовиться к очередному военному обострению – чтобы оказать давление на Украину в рамках Минских переговоров – не исключено, что будет проводиться призыв на оккупированных территориях. И тогда выезд мужчин призывного возраста будет заблокирован.

Рекомендации аналитиков ЛОО КИУ

Игнорировать и дальше проблему недостаточного правового регулирования пересечения украинско-российской границы жителями оккупированной территории нельзя. Лучше четко прописать процедуру. В частности, вопрос получения пропусков и регистрации в случае использования таких маршрутов въезда-выезда. И тем самым лишить возможности пограничников и сотрудников СБУ получать коррупционный доход. Естественно, лучше это все делать изменениями в законы Украины, а не кабминовскими распоряжениями-постановлениями.

Что касается жителей оккупированных территорий, то в части протоколов об административных правонарушениях о незаконном пересечении границы, рекомендуем писать детальные пояснения:

С протоколом не согласен. Проступок не совершал – пересекал границу ввиду крайней необходимости, угрозы жизни и здоровью при проезде через линию разграничения между боевиками и украинской армией. Считаю, суд должен закрыть производство по факту отсутствия состава правонарушения.

Не мешало бы, также, жаловаться на незаконные действия органов погранслужбы и СБУ: получая вал отказный решений судов, они должны уже были изменить свою административную практику, а не плодить тысячи протоколов и засыпать ими суды.

Правозащитное же сообщество проведет мониторинг этой сферы и возможно выйдет с законопроектами для решения проблем…

 Поділитися