MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

Воспоминания о профессоре Мещанинове

10.05.2016   
медиа группа ХПГ
Публикуем текст письма, которое пришло в редакцию Харьковской правозащитной группы от жительницы города Харькова, доктора медицинских наук Валентины Николаевны Новиковой 

Я никогда лично не была знакома с профессором Александром Ивановичем Мещаниновым. В 80-е годы прочла статью в газете о его деятельности на оккупированной территории в годы Второй мировой войны (1941-1943гг.). В настоящее время в интернете имеются некоторые данные о профессоре. Его имя вспоминают по радио, телевидению на День Победы и день освобождения города Харькова – 23 августа – от немецких захватчиков.

Но главными для меня стали многочисленные рассказы бывших пациентов профессора и их близких, воспоминания которых совпадали, а также сотрудников городской больницы №9 на Холодной горе.

На протяжении многих лет я общалась с двумя женщинами, которые проживали еще подростками на оккупированной территории недалеко от больницы №9, их родители общались с профессором.

Я жила во врачебной семье на Холодной горе, родители и три тети работали в больнице №9, а одна из дочерей профессора – Елизавета Александровна работала научным сотрудником  в НИИ Дерматологии и Венерологии,  где зам. директора по науке была моя мать. Я знала многих сотрудников как института, так и больницы №9.  С Елизаветой Александровной, его дочерью, очень скромной и интеллигентной, ближе познакомилась позже, после смерти моей матери в 1963 году, когда я была уже врачом и училась в аспирантуре.

Мы случайно встретились, она попросила зайти к ней домой. С большой теплотой вспоминала мою маму… О себе и своей семье, к сожалению, она не рассказывала, хотя и была непосредственным участником военных лет. Очевидно, на то была причина. Горько было видеть в каких условиях жила семья известного профессора – маленький домик, 3-4 крохотных комнатушки с маленькими окнами на территории больницы №9.

Затем дважды встречала ее на шестом городском кладбище на Залютино, куда я часто ходила к своей маме. Там же похоронены профессор Мещанинов и его супруга Наталья Ивановна. Елизавета Александровна показала мне место их захоронения. В дальнейшем я ее не встречала, их семейный домик стал нежилым, могилы профессора и его жены родственники не посещали, они пришли в ужасное состояние: постепенно стали рушиться постамент и доска, бюст, ограда начала ржаветь, все заросло бурьяном…

Я эту могилку опекаю уже больше 20 лет. Сама регулярно убираю и товарищей привлекаю, чтобы обновить надпись на доске, украсить могилы цветами, да и руководство кладбища я просила периодически красить бюст, постамент, оградку посыпать песком к праздникам.

В прошлом году пришли школьники на День Победы с учителями и возложили на плиту цветы. Надеюсь, что с годами люди будут не только по праздникам возлагать цветы к памятнику профессора А.И. Мещанинова, а  помнить о его великом подвиге. Хочется, чтобы не только памятник но, и  место захоронения было всегда ухоженным, как знак благодарности человечества за великий подвиг и бескорыстное служение людям и науке в годы Второй мировой войны.

Жаль, что таких людей мы все чаще вспоминаем лишь накануне праздника…

***

Дополнительные краткие сведения, о жизни и деятельности профессора А.И.Мещанинова.

Родился 16 сентября 1879 года, в Путивле Курской области, рано остался без родителей, получил среднее образование, закончил медицинский факультет Киевского университета в 1904 году.

Лечил раненых в русско-японскую и Первую Мировую войну, работал земским врачом, хирургом в ряде учреждений.
В Харькове прожил 30 лет. В 1919 году был избран главным врачом и заведующим хирургическим отделением больницы №9 на Холодной горе.

С 1919 года по 1957 год работал в Харьковском институте усовершенствования врачей заведующим кафедры хирургии, подготовил около 500 специалистов.

Имел уникальный опыт хирургии и тканевой терапии, борьбы с анаэробной инфекцией, лечения политравм, патологии желудочно-кишечного тракта. Одним из первых стал лечить гангрену, не прибегая к ампутации, много работал по ранней диагностике рака, совершенствовал практику переливания крови и прочего.

Имеет много опубликованных научных работ, готовил научные кадры.

Имеются публикации А.И.Мещанинова о долге врача и воспоминаний участников войны в боях за Харьковщину, о подвиге профессора под угрозой казни (1962 – 2002 гг..)

***

Профессор Александр Иванович Мещанинов (1879 – 1969 гг.) работал хирургом, заведующим хирургического отделения, главным врачом в больнице №9 г.Харькова в районе Холодной Горы. возглавлял кафедру хирургии в Харьковском институте усовершенствования врачей.

Осенью (октябрь – ноябрь) 1941 года немцы начали наступление со стороны города Богодухова, района Залютино, прилегающего к Холодной горе. Сначала вошли в город прифронтовые немецкие войска,  гестапо через один-полтора  месяца. Последовали массовые расстрелы и повешения местных жителей.

Хирургическое отделение девятой горбольницы было переполнено раненными солдатами, пострадавших в боях за Харьков, а также эвакуированных с уже захваченных фашистами территорий. Были пострадавшие и местные жители. Будучи руководителем госпиталя, развернутого в больнице, профессор А.И.Мещанинов до последнего момента оперировал. В связи с большим объемом неотложной помощи, взорванным холодногорским мостом нашими при отступлении, быстрым наступлением фашистов (а возможно и недостаточной организацией местного руководства) раненные не были вовремя эвакуированы в тыл. По распоряжению А.И.Мещанинова с раненных сняли военную форму, знаки отличия, забрали документы и уничтожили. Это в дальнейшем спасло им жизнь. На дверях палат, где лежали в бреду раненные, повесили таблички «Тиф» (немцы очень боялись этой инфекции).

Хуже обстояло с раненными, которых также не эвакуировали, в военном госпитале по улице Тринклера в центре города. Фашисты расстреляли всех, тела их были зарыты на территории госпиталя…

А.И.Мещанинов оперировал раненого, когда в операционную вошли немцы. Профессор объяснил, что в больнице только местные жители, попавшие под обстрел и находятся под защитой Красного креста. На руках всего медперсонала были повязки Красного Креста. Для А.И.Мещанинова и всего персонала наступил трудный период: нужно было не только оказывать медицинскую помощь, но и обеспечивать питанием, медикаментами, одеждой. Верными помощниками его были хирург Вера Федоровна, жена Наталья Ивановна Мещанинова, две молодые дочери (одна из них Елизавета Александровна в дальнейшем стала врачом, научным сотрудником НИИ дерматологии и венерологии). В распоряжении больницы были две лошади и две повозки. Медицинский персонал с повязками Красного Креста ездили по Холодной горе, пригороду, селам, где имя профессора было хорошо известно, собирали продукты питания, вещи в то голодное и холодное время года. Люди делились последним. Многие видели как А.И.Мещанинов сам в белом халате, шапочке с Красным Крестом и тачкой в руках появлялся на холодногорском рынке и обращался с просьбой к торгующим с просьбой помочь пациентам девятой больницы, которые умирают без еды и лекарств.

Одним из самых жутких фашистских лагерей на Харьковщине в годы оккупации был ШТАЛАГ № 363 в тюрьме на Холодной горе, где одновременно содержалось 18 – 20 тысяч военнопленных и ежедневно умирали несколько сотен человек. Каждый день из лагеря живые узники по 3-4 человека везли мертвых на Кузинское и Залютинское кладбище №6. Единственным продуктом питания военнопленных была гнилая, червивая конина и испорченная крупа. В лагере свирепствовали тиф и дизентерия. А.И.Мещанинов заявил фашистскому командованию решительный протест против нечеловеческих условий содержания военнопленных. После заявления главного врача немецкое командование улучшило рацион питания военнопленных и разрешило открыть лагерный лазарет.

С помощью коллег, врачей-военнопленных профессор Мещанинов организовал дополнительный госпиталь на 200 человек. Так появилась возможность помогать раненым военнопленным. Начальником лагерного медпункта стал военврач, узник Константин Седов. Вместе им удалось спасти жизни сотням военнопленных, а некоторым даже совершить удачные побеги. В госпиталь легче было пронести документы и цивильную одежду. Готовил фальшивые документы для пациентов профессора бывший студент Харьковского университета Юрий Узунян. Свободно владея немецким языком, он устроился на работу паспортистом в бургомистрат на Холодной горе. Больные стали «умирать» у А.И.Мещанинова, а на самом деле их тайно вывозили из больницы.

По мере улучшения состояния раненых и военнопленных их одевали в цивильную одежду и с фальшивыми документами на лошади с повозкой под прикрытием знака Красного Креста переправляли в пригород, по селам к проверенным надежным людям «родственникам» для дальнейшего выздоровления, а затем в действующие войска, то есть возвращали в строй солдат и офицеров. Профессором А.И.Мещаниновым было спасено более 2500 человек, ни одного раненного в больнице он не отдал немцам.

Помимо раненных солдат и военнопленных А.И.Мещанинов без отказа оперировал и лечил доступными методами местных жителей, проживающих на Холодной горе, в пригороде, городе Богодухове, по поводу различных хирургических патологий (язва желудка, кишечная непроходимость, острый аппендицит и т.д.), спасал им жизни, как в годы войны, так и в трудный послевоенный период.

Профессор спасал земляков и от угона в Германию – ставил им безнадежный диагноз и клал «на операцию». В этих нечеловеческих условиях накапливался уникальный опыт хирургии и тканевой терапии, борьбы с анаэробной инфекцией, лечения политравм. Ни немецкие власти, ни гестапо не осмеливались арестовать профессора. Так высоки были его авторитет и профессиональная репутация и моральный статус.

С большой теплотой и вниманием А.И.Мещанинов относился к больным. Прооперированных больных было так много, что в их семьях имя профессора с благодарностью помнят многие десятилетия. Из уст в уста, от родителей к детям, внукам передают свои светлые воспоминания о великом хирурге, человеке, герое. А.И.Мещанинов ежедневно рисковал жизнью и не только своей, но и самым дорогим – членами своей семьи, а это намного опаснее и тяжелее.

В памяти харьковчан он остался именно Героем, каковым и был на самом деле. И то, что он совершил, по нравственному значению стоит в одном ряду с подвигом тех, кто сражался за Сталинград и на Курской Дуге, форсировал Днепр и брал Берлин.

Всю свою жизнь он служил людям и был всегда верен записи в своем дневнике после окончания гимназии: «Всю свою жизнь, силу и энергию я отдам вам, люди!»

После войны у профессора были неприятности. Органы безопасности обвинили его в том, что он остался на оккупированной территории и, якобы, «сотрудничал» с немцами, но доказательств не нашли и обвинения сняли.

В послевоенные годы Мещанинов продолжал работать хирургом в той же городской больнице №9 и скромно жил в маленьком домике с крохотными 3-4 комнатушками на территории больницы . Заведовал кафедрой хирургии в Харьковском институте усовершенствования врачей с 1919 по 1957 гг.

Награжден орденом Трудового Красного Знамя и рядом медалей.

Умер А.И.Мещанинов 1 января 1969 года, похоронен на шестом городском кладбище на Залютино вместе с женой. В сквере около бывшей больницы №9, где много лет проработал профессор, стоит памятник, на одном из здании больницы почетная доска, его именем назван переулок. Харьковская городская клиническая больница скорой и неотложной медицинской помощи (проспект Балакирева) с 1977 года носит имя профессора.


Валентина Николаевна Новикова,
доктор медицинских наук 

 Поділитися