MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

Можно ли победить зло?

14.04.2004   
Григорий МАРЬЯНОВСКИЙ, Украинско-американское бюро защиты прав человека

Конечно же, зло победить нельзя. И преступность победить нельзя.

Вряд ли когда-нибудь люди перестанут заниматься противоестественным делом — убивать, грабить и калечить друг друга. Но минимизировать ситуацию, принимая правовые законы, гуманизируя систему исполнения наказаний, реформируя судебную систему и т.п., государству вполне по силам. Да еще если и гражданское общество подключится!..

С нетерпением ждал следующий после статьи Л.Кучеренко «Беззащитные перед милицией» (№9 (484) от 6 марта 2004 г.) номер газеты. Надеемся ознакомиться с размышлениями министра внутренних дел в связи с ситуацией в органах внутренних дел и тут же — прошение об отставке начальника Управления УМВДУ в Полтавской области в связи с тем, что он обесчещен действиями подчиненных. Или же гневную отповедь журналисту, посмевшему недобросовестной публикацией опорочить защитников нашего покоя.

Ничего подобного. Как будто случай с изуверами в погонах — нормальное в Украине явление. В Украине, присоединившейся к целому ряду международных конвенций и, кстати, регулярно проверяемой Европейским комитетом по предупреждению пыток.

И стало совершенно очевидно, что зло непобедимо.

Ведь те, кто сознательно увечили на всю оставшуюся жизнь человека, знали, что судья услышит их версию (и судья услышала их версию, но останется безнаказанной), что дежурный ИВС не поднимет тревогу и не вызовет (хотя бы) «скорую» (и останется безнаказанным), что уголовное дело не будет возбуждено надлежащим образом и не будет надлежащим образом прокуратурой расследоваться (так оно и есть, ибо прокуратура не сочла нужным заявить о тщательном контроле за этим делом на самом высоком уровне), что начальник подразделения, будучи офицером, не застрелится от позора, а начальник управления не подаст в отставку. Что самим истязателям не будет инкриминировано покушение на убийство (а они умышленно убивали человека с особой жестокостью, группой и по предварительному сговору — ч.2 ст. 115 (4, 12) УК Украины), а, в худшем случае, ст.365 УК, что при «хорошо прочитанной» судмедэкспертизе позволит получить наказание без лишения свободы, а с испытанием.

Проблема уже давно кричит криком истязаемых и их родственников, цифры подвергаемых пыткам разнятся, но устрашающе велики (наше бюро, проводя мониторинг в 2000 г., выяснило, что 76,1 % всех задержанных подвергались физическому насилию).

Нужна политическая воля на самом высоком уровне. Не политические лозунги, а только истинное желание искоренить зло. И также есть настоятельная необходимость защитить тысячи честных и самоотверженных людей, которые действительно днем и ночью с опасностью для своей жизни ведут войну с преступниками, но предаются своими «коллегами».

Конечно, государство должно выплатить пострадавшему и его семье громадную (в миллионах гривен) сумму в качестве возмещения материального и морального ущерба. Настолько большую сумму, чтобы государству пришлось уменьшить выплату каких-либо социальных льгот государственным чиновникам в связи с тем, что граждане Украины подвергаются пыткам.

И должен быть, наконец, принят закон, по которому в каждом подразделении, где могут находиться задержанные лица, должен дежурить адвокат. Давно пора прекратить практику первого допроса (сегодня это называется опросом или пояснением) без адвоката и без составления протокола. В качестве дежурного адвоката могут быть студенты юридических факультетов или представители общественных организаций. В населенных пунктах, где таковых нет, могут присутствовать представители местных советов. Тут важно одно: суд не должен иметь право принимать в качестве доказательств показания, полученные при первом допросе без защитника.

(«Зеркало недели», №11, (486), 20-26 марта 2004 г.)

 Поділитися