Мой совет всем, кто еще захочет подавать надуманные иски
Мне страшно надоела вся эта суета. Я никогда бы не возвращался к исчерпанной теме, если бы не очередная атака на меня, совпавшая почему-то с подготовкой к президентским выборам. Учитывая, что пол-Киева сегодня оклеено плакатами с нахмуренным Тарасом Григорьевичем и надписью "Де твоя свобода?", подозреваю, что и дальние родственники проснулись не случайно.
Итак, объясняю. "Вурдалак Тарас Шевченко" издан в 2000 году. Срок подачи исковых заявлений по возмещению морального ущерба составляет в нашей родной Украине один (подчеркиваю — один год). Следовательно, он давно упущен. За прошедшее время все, кто хотели со мной судиться, уже доставили себе и мне такое удовольствие и благополучно проиграли.
Желающих было много. На мой взгляд, даже больше, чем заслуживает моя скромная персона. Иски подавали "Просвiта" во главе с депутатом Верховной Рады Павлом Мовчаном, Союз писателей, возглавляемый сначала Юрием Мушкетиком, а потом Владимиром Яворивским, и, наконец, некий человек, фамилию которого я запамятовал, но который упорно утверждал, что он родственник Шевченко, хотя и не умеет разговаривать по-украински. Последний привел еще и своего адвоката, оказавшегося, как выяснилось в результате судебного разбирательства... уголовником, осужденным за клевету. В общем, интересная компания.
Решение Радянського суда г. Киева от 13 февраля 2001 года звучало однозначно: "В удовлетворении иска ВО "Просвiта" имени Т. Г. Шевченко к редакции газеты "Киевские Ведомости", соответчику Олесю Бузине о защите чести, достоинства, деловой репутации и взыскании морального вреда отказать". Потом суд отказал в иске и "наследнику" Шевченко, так как он не являлся близким родственником поэта, к коим украинское законодательство относит только членов семьи, а не далеких потомков. Напомню, что семьи-то у Шевченко как раз и не было. Не было и потомков по прямой линии. Несколько позже, 10 сентября того же 2001 года, Подольский районный суд отклонил и претензии Союза писателей. Формулировка судьи В. Одинца была при этом настолько блестящей, что просто не могу ее не процитировать: "Утверждения истцов, что они являются наследниками творчества Т. Г. Шевченко, — безосновательны. Законодатель не наделил их правом предъявлять данный иск. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что СПУ (Союз писателей Украины. — О. Б.) не имеет права исковых требований в своих интересах... Исходя из предоставленного суд считает, что Союз писателей Украины по данному иску является ненадлежащим истцом и поэтому в иске необходимо отказать".
Все три решения вступили в законную силу. Некоторые из них неоднократно пытались пересмотреть. Но напрасно! Не виноват я по украинским законам. Все. Вроде бы вопрос исчерпан. И вот очередной родственник снова хочет денег, потому что, как цитируют его слова коллеги из газеты "Сегодня", "богатый, пускай платит".
Я не богат. У меня нет бизнеса, фирм, заводов, счетов в банке. Я — писатель. Я живу только на гонорары, которые в Украине, увы, не могут сделать писателя, даже популярного, богачом. Но я могу дать бесплатную, безвозмездную и, если хотите, благотворительную юридическую консультацию всем, кто захочет со мной судиться, — несколько лет, проведенных в судах, надеюсь, дают мне такое право.
Господа! Не тратьте времени даром. Во-первых, иски по законам Украины подаются по месту жительства ответчика, то есть меня, а не вас. Подумайте, хватит ли у вас сил месяцами мотаться в Киев на электричках. Во-вторых, начиная с весны прошлого года, резко возросла судебная пошлина. Теперь она составляет 10% от той суммы, которую вы хотите получить. И платить ее нужно вперед! Так что если кому-то придет в голову остроумная идея попытаться слупить с Бузины миллион, которого у него нет, то он должен знать, что при подаче искового заявления на счет суда сразу будет нужно перечислить 100000 гривен. Причем безвозвратно. А ведь не факт, что вам светит выигрыш.
В-третьих, если вы не Тарас Шевченко, не его отец, мать, сестра, брат или родной ребенок — вас все равно признают ненадлежащим истцом. В-четвертых, напоминаю, по "Вурдалаку" все сроки подачи исков прошли еще три года назад.
И, наконец, последнее. Я — человек интеллигентный, но справедливый. А потому любой, кто решит в дальнейшем отвлекать меня от прямых творческих обязанностей, должен знать — встречный иск ему обеспечен. Когда одно из киевских бульварных изданий обнаглело настолько, что опубликовало мой домашний телефон, его редактор тут же оказался в суде, хотя и пытался свалить всю вину на своих журналисток. Честно говоря, смотреть на этого парня и слушать его оправдания было просто противно — уж очень неубедительно он жаловался на то, как теперь уже Олесь Бузина отнимает его "дорогостоящее" время.
Поэтому осмелюсь напомнить глубоко чтимую мной библейскую заповедь: не судите да не судимы будете.