MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

Не стреляйте в журналиста! Пора политикам понять, что журналисты — это не их пресс-служба, и они вовсе не обязаны пиарить власть.

09.05.2005   
Натали Моррис, обозреватель “СН”
На минувшей неделе журналисты всех СМИ получили недвусмысленный мессидж от новых властей. Авторы письма, адресованного журналистам, просят не заниматься “информационным киллерством”, поскольку это может дискредитировать новую власть и зарубить на корню все ее благие начинания. Инициаторы письменного обращения к журналистской братии обеспокоены тем, что некоторые ее представители становятся орудием политических интриг и расправ в руках тех, кто намерен использовать прозрачность и публичность новой власти в корыстных целях. В письме много интересных тезисов. Но самое интересное то, что инициатором этого обращения к СМИ выступил Александр Мороз, который, кстати, совсем недавно выступил еще и в роли скандального ньюсмейкера. В своем интервью газете “Сільські вісті” Александр Александрович попытался бросить тень на близких и преданных Президенту людей. В частности, лидер СПУ раскритиковал Генеральную прокуратуру Украины за непризнание достоверными записей бывшего майора охраны экс-президента Леонида Кучмы Николая Мельниченко. Мороз утверждает, что вопрос о мере ответственности за сказанное в кабинете Леонида Кучмы может коснуться... Далее следует внушительный список VIP-лиц, в частности, государственного секретаря Украины Александра Зинченко, министра по чрезвычайным ситуациям Давида Жвания, председателя Верховной Рады Владимира Литвина, секретаря Совета национальной безопасности и обороны Петра Порошенко... Кстати, сам спикер Литвин оказался одним из подписантов обращения к журналистам (подписали также премьер-министр Юлия Тимошенко, вице-премьер Роман Безсмертный, вице-премьер Николай Томенко, министр юстиции Роман Зварич). То есть, по логике Александра Мороза, получается следующее: сегодня мы с тобой подписываем совместное обращение к прессе, чтобы она нас не “мочила”, а завтра я тебя “мочу” при помощи все той же прессы? Странно, но часто получается, что те же, кто публично просит журналистов не позволять себя использовать в политических расправах и интригах, их тут же кулуарно и используют…

А теперь по сути. Призыв журналистами услышан. Но, если честно, не совсем понят. Во-первых, что понимать под терминами “информационное киллерство” и “наезды”? Где четкое определение? Если, гипотетически, чиновник обещает одно, а делает другое, а в газете об этом напечатали — это “наезд”, “киллерство” или объективная подача информации? Если, опять-таки, гипотетически какой-то министр берет взятку, то не следует ли призыв понимать так, что об этом нужно молчать, чтобы не дискредитировать новую власть и дать ей возможность нормально развиваться? Она (новая власть) такая неопытная и на первых этапах своего развития может делать ошибки и оступаться… Если выяснится, например, что кто-то из высших властных чинов замешан в каких-то бизнесово-финансовых махинациях, то что же — его нужно пожалеть и стыдливо умолчать о фактах? В этом ли заключается просьба авторов письма? Одно дело, когда владелец какого-то крупного СМИ сводит счеты со своим врагом или оппонентом, регулярно поливая того грязью с помощью подконтрольного телеканала или газеты. Причем именно грязью, что подразумевает личностные оскорбления, откровенные домыслы, а не факты. Мы это уже проходили. И еще проходим… Но мы также проходили и политику замалчивания правды, политической цензуры. Очень бы не хотелось, чтобы подобное повторялось… Поскольку не ради этого был Майдан. Пора политикам понять, что журналисты — это не их пресс-служба, и мы вовсе не обязаны пиарить власть, показывая только хорошие ее стороны, дабы подбодрить ее на пути развития и создать положительный имидж. Даже если она “супер-пупер” хорошая…

Вы видели, чтобы в тех же европейских станах, когда, например, министр превысил скорость на дороге и его оштрафовали, правительство обратилось к прессе с просьбой не опубликовывать этот факт, поскольку это может повредить его дальнейшей политической карьере? Там это происшествие обязательно появится во всех СМИ. Кстати, именно поэтому любой министр там боится даже машину припарковать в неположенном месте.

И как, кстати, в этом контексте понимать недавний демарш министра культуры Оксаны Билозир во время ее встречи с кинематографистами на киностудии имени Довженко? Министр попросила приглашенную прессу покинуть собрание, а когда никто не сдвинулся с места, вообще отказалась проводить встречу и удалилась сама. У нас же открытая и прозрачная власть!.. Неужели на этом собрании должно было происходить нечто такое, что нужно было скрывать от прессы и общественности? Возможно, нечто такое, что грозило бы разглашением государственной тайны или могло дискредитировать нового министра?.. Да, у кинематографии проблем много, и, возможно, есть даже свои секреты их разрешения. Однако выгонять приглашенную на мероприятие прессу! Зачем тогда звали? Странно и непонятно…

Очень хочется надеяться, что в новую власть пришли люди с новым мышлением и что цензура, репрессии и затыкание ртов больше не повторятся. В письме-обращении есть еще и такая фраза: “Настав час розбудови. Високу довіру до нової влади, яку виявив на майданах народ України, треба виправдати спільними зусиллями всіх”. Позвольте с вами не согласиться, уважаемые авторы письма! То высокое доверие, которое выявил к вам народ на Майдане, придется оправдывать именно ВАМ, поскольку именно ВАМ оно оказано. Журналисты же будут пристально следить за тем, КАК вы это делаете — и информировать доверчивый народ…

(“Столичные новости”, №8, 1-15 марта 2005 г.)

 Поділитися