Наручники для новобранца
Рядовой украинской армии почти сутки был прикован к батарее. Такое наказание придумал для солдата его командир…
Объективности ради, стоит сказать, что рядовой Топильский (фамилия изменена. — Ред.) действительно был виноват: парень ушел в самоволку, пока шатался по городу, повздорил с сотрудниками милиции, из-за чего был задержан. Естественно, командир, вызванный в милицию, дабы забрать нерадивого солдата, пришел в ярость. Но вместо того, чтобы наказать подчиненного по уставу, решил проучить Топильского по-своему. По дороге из отделения он щедро награждал солдата тумаками.
А уже в части достал наручники и пристегнул “проштрафившегося” рядового к батарее в сушилке.
У батареи солдат провел всю ночь. Однако его унижения на этом не закончились: командир решил продолжить “показательное наказание”. Для этого к ноге Топильского пристегнули… 32-килограммовую гирю. С таким грузом ему предстояло передвигаться по части до тех пор, пока гнев начальства не уймется.
Как рассказал замначальника следственного управления — начальник отдела надзора за досудебным следствием ГУ надзора за соблюдением законов в ВС Украины и других воинских формированиях Генеральной прокуратуры Украины Игорь Папуша, по этому шокирующему случаю было возбуждено уголовное дело, которое сейчас передано в суд. Каким будет наказание для зарвавшегося командира, пока не известно.
За нарушение субординации — смерть!
По данным ГУ надзора за соблюдением законов в ВС Украины и других воинских формированиях, за 8 месяцев нынешнего года в результате неуставных отношений в Украине уже пострадало около 300 военнослужащих. Увы, иногда подобные разборки заканчиваются летальным исходом.
Один из примеров трагического итога “дедовщины” зарегистрирован в Одесской области. Там особой жестокостью отличился солдат-пограничник Антонов (фамилии участников трагедии изменены). Как следует из материалов уголовного дела, он методически третировал новичка-водителя, требуя сигареты и регулярно избивая. Естественно, как каждый “дед”, Антонов очень щепетильно относился к своему статусу. На свою беду, один из новобранцев, Лукьянин, во время дежурства сделал замечание Антонову: тот нарушил маршрут движения, четко установленный для всех часовых. “Дед” такой наглости не простил: дождавшись удобного момента, завел за угол Лукьянина, а также вышеупомянутого водителя, которому приказал бить зарвавшегося “молокососа”. Водитель не посмел ослушаться своего мучителя и ударил Лукьянина в грудь. После чего к расправе подключился сам Антонов, рубанув парня по шее ребром ладони. Удар пришелся по сонной артерии. В результате кровоизлияния у юноши остановилось сердце…
Сигаретка для “деда”
По словам Игоря Александровича, четвертая часть всех преступлений, зарегистрированных в Вооруженных силах Украины и других воинских формированиях, — преступления на почве неуставных отношений. Работники прокуратуры условно делят их на два вида: конфликт между равными по рангу военнослужащими (официальным языком — “при отсутствии порядка подчиненности”) и применение насилия к тому, кто младше по званию. Во втором случае преступление карается законом гораздо строже.
Впрочем, “отсутствие порядка подчиненности” — понятие относительное. Официально два солдата могут быть равны. А на деле подобные конфликты обычно происходят между “дедами” и новобранцами. К примеру, недавно состоялся суд над двумя “дедами”. Как рассказал военный прокурор Донецкого гарнизона Родион Пугач, парни жестоко избили “новичка” только за то, что тот отказался добыть для них сигареты. Новобранцу после такой воспитательной работы пришлось долгое время лечиться (у него диагностировали разрыв селезенки), а “дедов” на два года отправили в дисбат.
Добыть сигареты — пожалуй, самое распространенное требование, каким старослужащий может третировать в армии “салагу”. Нередки и попытки заставить выполнить вместо себя черную работу. При этом сопротивление новичка подавляется на корню — к примеру, приказом отжиматься до полного изнеможения. Или наказанием попроще — ударами “на лося”: солдат прикрывает голову ладонями, а “воспитатель” бьет по ней кулаком.
Молчат, как “партизаны” на допросе
Все разборки, отмечают высокие военные “чины”, скрываются от начальства не только “дедами”, но и новобранцами, которые предпочитают страдать молча. Возможно, причина повальной “партизанщины” в том, что нам внушают с детства, мол, ябедничать нехорошо? Но, скорее всего, дело в другом. Солдат понимает: защитить его от всего коллектива начальство при всем своем желании не сможет, а “стукачей” у нас, как известно, не любят.
Очень показательным в этом смысле можно считать суд, состоявшийся в нынешнем году над служащим Военно-морских сил. Матрос для наказания новичка (“дед” посчитал, что новобранец слишком медленно убирает кубрик) “слегка” избил парня, а потом заставил его до изнеможения отжиматься от пола. Как рассказал Игорь Папуша, на досудебном следствии свидетели “воспитательного процесса” подтвердили факт неуставных отношений. А во время суда... дружно отказались от первоначальных показаний. Чему тут удивляться, если при возбуждении уголовного дела подозреваемый зачастую продолжает нести службу в той же части (пока суд не вынесет свое решение). Ему и его друзьям ничто не мешает “общаться по душам” как с пострадавшим, так и со свидетелями.
... Матрос все-таки понес наказание. Как и горе-свидетели, которых во время судебных разбирательств обвинили в даче ложных показаний.
(“Вечерние вести”, 11.10.2005)