MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

Заявление украинских неправительственных правозащитных организаций

14.02.2006   
Открытое письмо
Коллективное заявление украинских правозащитных организаций посвящено наступлению российских властей на гражданское общество в России
 

Мы глубоко обеспокоены развитием последних социально-политических событий в России, которые оказывают негативное влияние и на украинско-российские отношения. Мы имеем в виду, прежде всего, доминирующую в современной политической жизни российского общества тенденцию к ограничению свободы.

Эта тенденция уже приобрела системный характер. Антидемократический закон о некоммерческих организациях, ограничения свободы выражения мнений в средствах массовой информации, подчинение СМИ корпоративным интересам, идеологическая стерилизация телевизионных каналов, вмешательство спецслужб в деятельность российских неправительственных организаций, появившаяся практика судебных репрессий в отношении правозащитников – все это свидетельствует о наступлении государственной власти на гражданское общество.

Такие знаковые события, как, с одной стороны, обвинения общественных организаций, например, Московской Хельсинкской Группы, в том, что они якобы финансируются западными спецслужбами, осуждение правозащитника Станислава Дмитриевского, задержание 16 пикетчиков возле Лубянки, иск о ликвидации Российского исследовательского центра по правам человека, несуразные налоговые претензии ПЕН-центру, а с другой – откровенное попустительство в отношении фашистских организаций и потакание ксенофобским настроениям в обществе, – не могут быть случайными. Их нельзя рассматривать как издержки некоего трудного периода трансформации российского (как и всего постсоветского) общества, когда политическое руководство сознательно идет на ограничение демократии ради стратегического выигрыша. Например, для быстрого проведения непопулярных реформ или эффективной борьбы с терроризмом.

Мы полагаем, что причина такого «разрушительного созидания» – иная. Российское руководство выбрало реакционную модель «управляемой корпоративной демократии», выгодную для бизнес-политической элиты – модель, при которой свобода для граждан не рассматривается как необходимое условие развития общества, а остается сословной привилегией для немногих.

Российские власти скажут: это внутреннее дело России. Но мы не можем при такой ситуации занять отстраненную позицию наблюдателей.

Во-первых, нам дороги отношения многолетнего культурного сотрудничества с нашими друзьями и коллегами – российскими правозащитниками, и мы выражаем им нашу поддержку, поскольку российские правозащитные организации оказались в удушливой атмосфере своеобразного варианта «маккартизма».

Во-вторых, нам дорога наша общая история, в которой были не только страшная деспотия, но и близкие демократические традиции в наших национальных культурах.

В-третьих, мы видим, как эти новейшие тенденции российской государственной политики пагубно сказываются на украинско-российских отношениях. Мы протестуем против откровенных нарушений гражданских свобод, что уже привело к опасному искажению общественного сознания в России. Примером этого может быть зафиксированное преобладание в массовом сознании российских граждан чувств мстительного шовинистического самодовольства по поводу «газового диктата» в отношении Украины.

Со смешанным чувством тревоги и сожаления мы наблюдаем, как российские политики оказываются все менее способными воспринимать революционные изменения в соседних странах на постсоветском пространстве как закономерное и трудное движение их народов к западной модели развития, которая доказала свою жизнеспособность в сравнении с развитием восточных империй.

Мы вынуждены констатировать, что нынешнее руководство России неадекватно оценивает эту геополитическую реальность, вследствие чего его внутренняя и внешняя политика напоминает политику сталинского и брежневского СССР, политику гегемонизма по отношению к соседним государствам, политику, которая ведет к новым нелепым мифам, новым „туннелям от Бомбея до Лондона”.

Наша солидарность с российскими правозащитниками питается идеей гражданского противодействия силам реакции как единственной альтернативы той модели мнимой модернизации, для которой демократические институты избыточны, а свободные граждане – подозрительны. Такая позиция актуальна для правозащитников во всех странах.

Наша солидарность имеет не только моральное и культурное обоснование, но и находится под юрисдикцией Европейской конвенции защиты прав человека и основных свобод, Международного пакта о гражданских и политических правах, других основополагающих документов современной цивилизации. Согласно Хельсинским соглашениям 1975 года нарушение прав человека не является внутренним делом страны, они касаются всех. Поэтому мы требуем от государственных руководителей наших стран соблюдения гуманитарных принципов, фундаментальных прав и свобод при формировании государственной политики. Права человека и основные свободы в XXI веке не должны приноситься в жертву ни принципам политической целесообразности, ни технократическим принципам экономической выгоды – этому научила нас не только трагическая история ХХ века, но и драма реформ после 1991 года.

 

14 февраля 2006 года

 

Евгений Захаров, Ирина Рапп, сопредседатели Харьковской правозащитной группы

Владимир Яворский, Алексей Тарасов, Вадим Пивоваров, Украинский Хельсинский союз защиты прав человека

Николай Козырев, Луганский комитет защиты конституционных прав и свобод граждан

Василь Овсиенко, член Украинской Хельсинкской Группы с 1978 года

Александр Букалов, правозащитная организация "Донецкий Мемориал"

Александр Степаненко, "Хельсинкская инициатива-XXI"

Владимир Пономаренко, председатель Сумского областного отделения КВУ (Комитет избирателей Украины)

Галина Бахматова, председатель Херсонского отделения КВУ

Сергей Федорынчык, руководитель информцентра УЭА "Зэлэный свит"

Надия Самуляк, Суспильна служба Украины

Алла Тютюнник, президент Херсонского областного Фонда милосердия и здоровья (ХОФМЗ), шеф-редактор газеты "Вгору",

Андрей Матросов, председатель правления Херсонской городской ассоциации журналистов "Пивдень",

Леонид Бондарчук, главный редактор газеты "Гривна", Херсон.

Наталья Бимбирайте, председатель исполнительного комитета ХОФМЗ, редактор газеты "Вгору".

Наталья Козаренко, руководитель общественной приемной ХОФМЗ.

Олександр Бурмагин, медиа-юрист, редактор газеты "Вгору", Херсон

Светлана Смаль, координатор медиа-клуба "Пивдень", Херсон

Денис Костюнин, юрист ХОФМЗ.

Сергей Смаль, корреспондент газеты "Вгору".

Мыкола Гринишак, юрист ХОФМЗ.

Олег Черный, юрист ХОФМЗ.

Виктория Костюнина, корреспондент газеты "Вгору".

Аполлинария Михайлова, руководитель информационно-справочного центра ХОФМЗ.

Мария Слива, консультант по социальным вопросам общественной приемной ХОФМЗ

Владислава Бут; Руслана Бурова; Сергей Буров Общественная организация М’АРТ (Чернигов)

Константин Реуцкий, заместитель председателя правления общественной организации "Поступ"

Дмитрий Гройсман, Винницкая правозащитная группа

Олег Спорников, Фундация "Чиннисть закону" (Киев)

Наталия Белицер, Институт демократии имени Пилипа Орлика, Киев.

Владимир Березин, Эколого-культурный центр "Бахмат"

Александр Такул, Общественное бюро "Правозащита" (г. Сумы)

Виктор Ткаченко, голова Святошинской районной организации "Зэлэный свит", Киев

Игорь Гильбо, директор издательства "ОПТИМА", Киев

Светлана Куц, Центр филантропии , Киев

Алексей Ведмидский, экологическая организация "Печенеги", Харьков

Анатолий Бойко, председатель Одесской областной организации КВУ

Андрей Толопило, Одесская правозащитная группа "Веритас"

Иван Лозовый, президент Института державности и демократии

Нина Кусайкина, Харьковский образовательный центр по
 Поділитися