MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

Дедовщина в армии

04.07.2006   
Вероника Александрова, Владимир Борох

7 уголовных дел по факту неуставных отношений между солдатами было возбуждено в Прокуратуре Харьковского гарнизона с начала этого года.

В украинской армии, по сравнению с российской, говорят в военной прокуратуре харьковского гарнизона, ситуация с дедовщиной значительно легче. Последние несколько лет убийств и доведения до самоубийств по причине неуставных отношений между солдатами вообще не было. Да и телесные повреждения перешли из разряда тяжких и влекущих за собой инвалидность в более легкие. Все это, говорят в прокуратуре, потому, что срок службы сократился до года. Однако дедовщина, хоть и в так называемой «легкой» ее форме, все равно присутствует в украинской армии.

Сейчас срок службы в украинской армии сокращен до года. Уже через полгода старослужащие называют себя «дедами» и начинают «воспитывать» пополнение. Один из приемов дедовской педагогики называется «лось» или «лось на водопое».

Рассказывает солдат: «Мы как груша для них, получается. Они разрабатывают удары. Куда лучше бить. Куда правильно. Как, чтобы больнее было человеку». 

«Деды» заставляют молодых работать вместо себя, часто присваивают их вещи.

Александр Смоленко - зам. военного прокурора Харьковского гарнизона:  «Заставляют за себя выполнять какие-то работы. Стирать за себя нижнее белье. Забирают деньги. Сейчас модно мобильные телефоны забирать».

Это называют в армии негласным уставом, которому следуют все. Солдаты говорят, что жаловаться не по мужски, да и все через это проходят. Командиры же стараются не выносить сор из избы.

Александр Смоленко - зам. военного прокурора Харьковского гарнизона: «Бывают случаи, когда командиры знают, пытаются скрыть от старших командиров, от вышестоящего начальства, от прокуратуры. Чтобы за это не получить взыскание».

Впрочем, скрыть не всегда удается. Одно из дел, которое сейчас расследует военная прокуратура - старослужащий избил молодого солдата штык-ножом.

Рассказывает солдат: «Я даже и не понял. Он почему-то зашел, начал какие-то претензии предъявлять. Что-то видать не сделал или сделал, но не так. Подошел в горячке и рукояткой штык-ножа по макушке».

Александр Смоленко - зам. военного прокурора Харьковского гарнизона: «Нарушение правил воинской дисциплины между военнослужащими приносит большой подрыв боеготовности войск. И не дай Бог подразделению выходить на боевые действия, неизвестно что будет. Кто в кого будет стрелять».

Искоренить дедовщину, по мнению прокуратуры, да и самих срочников, невозможно. Говорят, не поможет и переход армии на контрактную службу. Слишком давно действуют законы дедовщины. С 60-х годов ХХ века. С тех самых пор, считают в прокуратуре, когда стали призывать лиц, имевших судимости. Бывшие зэки и установили иерархию подобную той, что действовала в зоне. Не поможет и то, что за неуставные отношения с отягчающими последствиями виновный может получить до 10 лет лишения свободы.

Агентство телевидения «Новости»

Коментар «ПЛ»: Ми не так безнадійно налаштовані як Харківська обласна військова прокуратура. В тих країнах, де збереглися масові армії, наприклад, у ФРН, Ізраїлі та деяких інших передбачена кримінальна відповідальність не тільки для того, хто бє, а й для командирів підрозділів, якщо вони покривають такі злочини.Якщо б в Україні реально працювала б ст. 424 КК «Перевищення службовою особою влади, чи службових повноважень, ст.426 «Бездіяльність військової влади, система нестатутних відносин була б зруйнована. Ми згодні, що ніщо, навіть, служба на контрактній основі не допоможе, якщо не буде працювати закон, і якщо військомати не будутьзбирати повну інформацію стосовно призовників, перш за все, про стосунки допризовникіцв з міліцією.

Майя Крюкова, Координатор проектів Харківської обласної спілки солдатських матерів

 Поділитися