MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

Евгений Захаров: «На восточной Украине люди находятся в полуфеодальной зависимости от тех, кто им дает работу»

22.01.2007   
Юлия Абибок, ЦИСПД

Голосование в Верховной Раде по поводу кандидатуры Омбудсмана перенесено с 11 января, как ранее планировалось, на неопределенное время. Об этом сообщил сегодня в интервью «Острову» главный кандидат на пост Уполномоченного по правам человека, лидер правозащитного движения, председатель Харьковской правозащитной группы Евгений Захаров. По словам Захарова, сегодня утром депутатам раздали измененную повестку дня, которой не предполагается голосование по этому вопросу.

Сам председатель правления Украинского Хельсинского союза по правам человека склонен обьяснять этот факт тем, что «пришло письмо Северинсен и Вольванд из Мониторингового комитета Совета Европы по поводу соблюдения Украиной своих обязательств по ПАСЕ (в письме выражается обеспокоенность ситуацией с соблюдением прав человека в Украине и опасения касательно возможного повторного назначения на пост Омбудсмана Нины Карпачевой. – ред), и Мороз теперь не знает, что делать».

О своей деятельности, планах и проблемах защиты прав человека в Украине Евгений Захаров рассказал «Острову» в эксклюзивном интервью.

Недавно Ваше имя упоминалось в СМИ в связи с организованной Украинским Хельсинским союзом «премией» «Будяк року». Вы не могли бы рассказать подробнее об этом проекте?

Украинский Хельсинский союз по правам человека ввел антипремию за наиболее грубые нарушения прав человека. Назвали ее «Будяк року», и мы ее присудили 8 декабря в связи с Днем прав человека. Было заседание правления, которое и сформировало жюри. Мы присудили четыре таких премии: прокуратуре Украины как наиболее закрытому органу государственной власти, Государственному Департаменту по вопросам осуществления наказаний с тем, что в нем отсутствует система рассмотрения жалоб на незаконные действия его сотрудников, прокуратуре города Алчевска за отсутствие расследований жалоб на применение пыток (дело против милиционеров, избивавших заключенных, семь раз закрывалось прокуратурой, а милиционеры продолжают работать дальше), а также Службе безопасности и Генпрокуратуре за незаконную депортацию 11 узбеков в феврале прошлого года.

На каких основаниях она присуждалась?

Она присуждалась на основе заявлений. Было подано 14 заявлений на эту номинацию. Мы все их тщательно рассмотрели. Мы полагаем, и нет никаких сомнений, что случаев нарушений прав было несколько, действительно грубых, но мы выбрали четыре.

А как насчет структур, наиболее ревностно блюдущих права украинских граждан?

Такого мы не вводили. Это была антипремия.

Вы проводили специальные исследования в этой сфере?

Наша организация ведет постоянный мониторинг нарушений прав человека. И эти исследования достаточно глубокие. Каждое из наших решений мы можем подкрепить фактами.

Вы отправили «лауреатам» памятные сувениры, денежные поощрения?..

Всем послали заказные письма с уведомлением о вручении такой премии, с копией решения с обоснованием, почему она присуждается, и цветочек будяка.

Последовала ли какая-нибудь реакция?

Одна из структур – начальник Департамента по вопросам осуществления наказаний Кощинец написал письмо на шести страницах, где рассказал, как много они делают… Остальные нас пока игнорируют.

Есть ли у Вас данные, в каких регионах Украины происходят наиболее массовые нарушения прав человека?

Права человека нарушаются в Украине, в принципе, везде. Но есть определенные региональные особенности в этих нарушениях. Скажем, на востоке Украины больше фактов насилия в отношении людей. Например, на западной Украине еще в начале 90-х раздали всю землю, и здесь люди более независимы от властей. На восточной Украине этого не произошло, и здесь часто люди находятся в практически полуфеодальной зависимости от тех, кто им дает работу. Это очень существенно сказывается на взаимоотношениях граждан и органов власти. На востоке гораздо больше преступлений против человека, на западе – больше экономических преступлений.

Как Вы считаете, сможете ли реально влиять, на ситуацию если займете пост Омбудсмана?

Думаю, что смогу. Но по многим вопросам Уполномоченный может лишь вносить представления, которые носят скорее рекомендательный характер. И дело в том, что в законе об уполномоченном (Закон Украины «Об уполномоченном Верховной Рады Украины по правам человека» от 1997 года. – ред.) не предусмотрены санкции за неисполнение таких рекомендаций.

Считаете ли Вы, что, заняв должность Уполномоченного по правам человека, будете в силах его изменить?

Я думаю, что да. Там очень много несуразностей, которые не соответствуют европейским стандартам. Я думаю, что мне удастся добиться его изменения.

Найдутся парламентские силы, которые Вас поддержат?

Конечно.

Недавно Вы высказывались по поводу необходимости ввести региональные представительства Омбудсмена. Есть ли Вас кандидатура на такую должность в Донецкой области?

Я полагаю, что эту должность мог бы занять Александр Букалов, руководитель донецкого «Мемориала». Другой вопрос, согласится он на это или нет, поскольку он давно не работал в органах государственной власти.

Вы длительное время изучали факты нарушений прав человека на основе расовой, этнической принадлежности, языка, религии. Каковы основные результаты Ваших исследований?

В Украине такие нарушения есть. Прежде всего, имеет место дискриминация в отношении ромов. Это наиболее дискриминируемая этническая группа.

А что касается, например, украиноязычных или русскоязычных граждан, сторонников различных церковных конфессий?

Проблема заключается в том, что дискриминация законом Украины не определена. А поэтому, выходит, не о чем говорить вообще. Невозможно говорить, что имеет место дискриминация как юридический факт.

В чем собственно заключается дискриминация ромов?

Это связано с условиями жизни и так далее. У них ограничен доступ к медицинскому обслуживанию, к образованию, к работе. Значительная часть – безработные. У ромов, по сравнению с другими этническими группами, гораздо больше больных туберкулезом и СПИДом. Их постоянно оскорбляют.

Сколько представителей этой этнической группы проживают в Украине, и в каких регионах их больше всего?

Больше всего – в Закарпатской области. По переписи их численность – примерно 45 тысяч, на самом деле их больше, примерно в четыре раза.

Вы давно отслеживаете ситуацию с нарушениями прав человека в Украине. Как изменилась ситуация в этой сфере после «оранжевой революции» и после избрания нового Кабмина?

После «оранжевой революции» заметно улучшилась. Но улучшение не было стабильным. После того, как правительство поменялось, пришла к власти сила Януковича, ситуация снова ухудшилась, и это связано в большей степени с тем, что были повышены тарифы на коммунальные услуги и жилье. Государство не сделало ничего, чтобы защитить тех, кто не может платить по этим тарифам. Это нарушения прав граждан. Субсидии этой проблемы не решают. К тому же процедура оформления субсидий – унизительная и долгая, нужно бесконечное число справок. Очень многие не в состоянии ее пройти. Ну, и минимальные доходы очень малы, неадекватно малы. Этого уже достаточно, чтобы говорить о нарушениях прав человека. А кроме того – свобода слова, условия предпринимательства.

Однако в одном из Ваших интервью Вы сказали, что повышение тарифов на услуги ЖКХ является закономерным и во многом оправданным…

Повышение закономерно, это правда. Но, во-первых, оно необоснованно, а во-вторых – государство должно позаботиться о тех, кто не может это повышение выдержать. А оно этого не сделало. Нарушение не в самом повышении тарифов, а в том, что государство не выполняет свои обязанности по защите слабых.

http://ostro.org/shownews_tema.php?id=962&lang=ru

 Поділитися