MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

Проявить твердость в вопросе санкций

08.05.2007    джерело: www.hro.org
Европейскому Союзу не следует снимать и ослаблять санкции в отношении руководства Узбекистана, пока не будут освобождены несправедливо осужденные правозащитники и журналисты. Сбор подписей под обращением международной общественности продолжается.

Европейскому Совету
Европейскому Парламенту
Европейской Комиссии

СС:
Верховному Комиссариату ООН по правам человека
ОБСЕ
Государственному департаменту США; Сенату; Палате представителей

Международная общественность уже неоднократно выражала беспокойство в связи со стремительно ухудшающимся положением в области прав человека в Узбекистане. Сейчас мы вынуждены снова поднять этот вопрос. Мы призываем Евросоюз проявить твердость в достижении ощутимых результатов с обеспечением прав человека в этой стране, и прежде всего – в освобождении несправедливо осужденных правозащитников и журналистов.

В течение последних дней дважды имели место вопиющие факты попрания правительством Узбекистана положений ратифицированных им международных договоров, и в первую очередь – Всеобщей декларации о правах человека и Международного пакта о гражданских и политических правах.

Гульбахор Тураева, правозащитница, врач-патологоанатом, руководитель ННО «Анима-кор», мать 4-х детей, 24 апреля 2007 г. была осуждена в Андижане на 6 лет лишения свободы. До и во время процесса Гульбахор было отказано в праве выбора своего адвоката, а также во встречах с близкими родственниками. Суд продолжался всего три дня и совпал по времени с принятием министрами иностранных дел Евросоюза 23 апреля в Люксембурге заявления по странам Центральной Азии, в котором звучал призыв к властям Узбекистана как можно скорее начать диалог с ЕС по правам человека.

Умида Ниязова, правозащитница и журналистка, сотрудница Human Rights Watch и интернет-журнала «Оазис», мать двухлетнего сына, 1 мая 2007 г. была осуждена Сергелийским судом г. Ташкента на 7 лет лишения свободы. Сроки судебного разбирательства были рекордно короткими - всего два дня, несмотря на тяжесть предъявленных обвинений (контрабанда, распространение антиконституционных материалов, незаконное пересечение границы). Приговор вынесен как раз перед принятием Европейским Советом решения о продлении или приостановке санкций в отношении Узбекистана. Власти этой страны фактически бросают вызов Евросоюзу и дают ясный сигнал, что не намерены отступать от политики репрессий.

Оба суда носили откровенно политический характер. Они проходили в спешке, доступ к защите был ограничен (в случае с Тураевой), обвинения по тяжким статьям уголовного кодекса (контрабанда и распространение антиконституционных материалов) в ходе судебных заседаний не нашли своего подтверждения. Представители общественности и зарубежного дипломатического корпуса не были допущены на заседания суда. Предвзятый и заказной характер обвинения и самого судебного процесса оставляет мало шансов на положительное решение в аппеляционных инстанциях, а также на амнистию.

Евросоюз не должен оставаться безучастным к судьбе этих женщин.

Какие меры может и должен предпринять Евросоюз. Позиция Евросоюза может и должна зависеть от точной оценки сложившейся ситуации в Узбекистане. Страна эволюционирует в сторону тоталитаризма. Тот факт, что Умиду осудили за информацию, имеющуюся на общедоступных веб-сайтах (например, с сайта Human Rights Watch) и сохраненную для исследовательских целей в файлах ее лап-топа, является беспрецедентным даже для этого полицейского государства. С учетом того, что это происходит на фоне ужесточения цензуры, роста запретов на выезд из страны, размаха репрессий, не прекращающихся пыток в местах заключений (так, из-за невыносимых условий содержания в тюрьме на грани смерти находятся ранее осужденные диссиденты Мутабар Таджибаева, Мухаммад Бекжан, Мурад Жураев), этот режим следует квалифицировать как один из самых жестоких в мире.

Международное сообщество должно адекватно реагировать на тоталитарную диктатуру в Узбекистане. Некоторые предлагают диалог и смягчение режима санкций, наложенных на Узбекистан в 2005 г., в надежде на установление диалога с режимом по вопросам прав человека. Увы! В то время, когда Узбекистан не идет даже на малейшие уступки в вопросах прав человека, само понятие диалога может подвергнуться девальвации.

Критики жесткой линии в отношении узбекского руководства утверждают, что якобы санкции не приносят результатов. Это неверно вдвойне. Во-первых, сами санкции с практической точки зрения были скорее укусом комара для режима Каримова. Во-вторых, даже в таком символическом виде они нанесли политический ущерб режиму и его международному имиджу. Поэтому он лихорадочно пытается добиться их снятия, однако при этом не делает встречных шагов.

Односторонние уступки со стороны Евросоюза, смягчение его позиции в вопросах прав человека будут восприняты узбекским режимом как карт-бланш на продолжение репрессий. Это, в свою очередь, может иметь негативные последствия для всего центрально-азиатского региона: правящим там элитам будет послан неверный сигнал. Во многом, благодаря примеру и усилиям режима Каримова на постсоветском пространстве складываются признаки полицейского мега-государства, что сказывается, в частности, в противозаконных арестах и экстрадициях беженцев и мигрантов по первому запросу узбекских спецслужб.

В сложившейся ситуации только консолидированная и принципиальная позиция Евросоюза может помочь предотвратить дальнейшее сползание Узбекистана в «черную дыру» тоталитаризма. Необходимо остановить маховик репрессий в Узбекистане и оградить от его пагубного влияния другие страны СНГ, продемонстрировав, как Каримовский режим стал изгоем международного сообщества.

Европейскому Совету ни в коем случае не следует снимать и ослаблять санкции в отношении руководства Узбекистана до того момента, пока узбекское правительство не на словах, а на деле продемонстрирует прогресс в вопросах прав человека. Права человека должны быть одним из основополагающих принципов в разрабатываемой стратегии Евросоюза по отношению к Центральной Азии.

Надежда Атаева, президент Ассоциации «Права человека в Центральной Азии», Ле-Манс, Франция
Анвар Усманов, независимый журналист, Германия
Ёдгор Обид, узбекский поэт, Граз, Австрия
Квин Мартин, Узбекская Инициатива в США, Нью-Йорк, США
Сергей Ковалев, президент Института прав человека, председатель российского «Мемориала», Москва, Россия
Людмила Алексеева, председатель Московской Хельсинкской группы, Москва, Россия
Светлана Ганнушкина, председатель Комитета «Гражданское содействие», Москва, Россия
Олег Орлов, председатель Совета Правозащитного Центра «Мемориал»
Валентин Гефтер, директор Института прав человека, Москва, Россия
Оливье Дюпюи, экс-депутат Европарламета, правозащитник, Брюссель, Бельгия
Алишер Ильхамов, исследователь и ассоциированный научный сотрудник Лондонской Школы африканистики и восточных исследований, Лондон, Великобритания
Андрей Бабицкий, журналист, военный корреспондент Радио Свобода/ Свободная Европа, Чехия
Кудрат Бабаджанов, Группа за Свободу Прессы Узбекистана, Тимро, Швеция
Наталья Эстемирова, Правозащитный Центр «Мемориал», Грозный, Россия
Роби Ашрафи, представитель ассоциации «Права человека в Центральной Азии» в Украине, Киев,
Елена Рябинина, руководитель программы помощи политическим беженцам из Центральной Азии Комитета «Гражданское содействие, Москва, Россия
Хатам Хаджиматов, редактор сайта “Ватандош”, Олесун, Норвегия
Нигина Маликова, представитель ассоциации «Права человека в Центральной Азии» в США
Бобур Маликов, экс-посол Узбекистана в Соединенных Штатах Америки, Вашингтон, США
Алим Атаев, член Международной Академии наук «О природе и обществе», узбекский политэмигрант, Ле-Манс, Франция
Сафар Бекжан, член Международного ПЭН-клуба, Лазана, Швейцария
Алексей Толкачев, руководитель Международной Демократической Инициативы «Помаранч», Киев, Украина
Надежда Бойченко, представитель ассоциации «Права человека в Центральной Азии», Намур, Бельгия
Мирсулжан Намазалиев, член народного молодежного движения «Бирге», Бишкек, Кыргызстан
Татьяна Рахманова, исполнительный продюсер студия «Wilton Films», Париж, Франция
Пол Митчелл, режиссер и продюсер, студия «Wilton Films», Лондон, Великобритания
Еккехард Маас, Председатель Немецко-кавказского Общества, поэт, Германия
Од Мерлен, специалист по Северному Кавказу, правозащитница, Брюссель, Бельгия
Элин Йенссон, независимый журналист, специалист по России и Центральной Азии, Швеция
Александр Осипов, член Совета Правозащитного Центра «Мемориал», Москва, Россия
Ирина Золотаревская, Правозащитный Центр «Мемориал», Москва, Россия
Ольга Попова, Правозащитный Центр «Мемориал», Москва, Россия
Ян Рачинский, Правозащитный Центр «Мемориал», Москва, Россия
Нуриддин Низамуддинов, правозащитник, Зевенар, Нидерланды
Матлюба Азаматова, независимый журналист, Хельсингсбург, Швеция
Elin Jonson, journalist, Sweden
Lisa Wall, journalist SR, Sveriges Radio, Sweden
Thomas Lunderquist, journalist and producer of Swedish radio, Sweden.
Ola Wallin, owner of a publishing company Ersatz, Sweden
Marlene Lovgren, journalist, designer-entrepreneur, Sweden
Caroline Campbell, film producer. Sweden
Бахтияр Хамраев, председатель Джизакского областного отделения Общества Прав Человека Узбекистана
Дустназар Худойназаров, глава Общества защиты прав беженцев и вынужденных мигрантов из Узбекистана, Швеция
Аваз Фаязов, узбекская демократическая партия «Народное движение «Бирлик», Швеция,
Баходир Файзи, политолог, США
Тулкин  Караев, Независимый журналист, Швеция
Мухиддин Курбанов, правозащитник, Швеция
Зокиржон Ибрагимов, независимый журналист, Швеция
Андрей Блинушов, Рязанское общество"Мемориал", Рязань, Россия
Юлия Середа, Российский журнал "Карта", Рязань, Россия

Сбор подписей продолжается: [email protected]

 Поділитися