Россия проиграла очередное чеченское дело в Страсбурге
Европейский суд по правам человека признал Россию виновной в похищении и убийстве бывшего спикера парламента Чечни при Аслане Масхадове Руслана Алихаджиева.
Об этом сообщает юрист правозащитного центра "Мемориал" Кирилл Коротеев, консультировавший родственников политиков, бесследно исчезнувшего в 2000 году.
В постановлении суда указано, что были нарушены четыре статьи Конвенции о защите прав и свобод человека, в частности, о праве на жизнь, о запрете пыток, о праве на свободу и личную неприкосновенность и о праве на эффективную правовую защиту.
Суд постановил взыскать с России 40 тысяч евро за моральный ущерб и около 5 тысяч в качестве компенсации судебных издержек.
Поскольку истица - мать Алихаджиева Зура, обратившаяся в Страсбургский суд около полутора лет назад - в феврале нынешнего года умерла от инфаркта, деньги получит жена Алихаджиева Зарет.
Бесследное исчезновение
17 мая 2000 года Руслан Алихаджиев, возглавлявший чеченский парламент с 1997 по 1999 год, был уведен из дома в селе Шали вооруженными людьми в форме, прибывшими в сопровождении бронетехники и вертолетов.
Они не сообщили родным Алихаджиева причин ареста, и не предъявили документов. Позднее семье объявили, что Алихаджиева похитили и убили неизвестные.
Расследование ни к чему не привело. Российские власти утверждают, что им ничего не известно о судьбе экс-спикера.
По мнению суда, "тот факт, что большая группа вооруженных людей в форме в сопровождении военной техники прибыла среди белого дня, чтобы задержать нескольких человек, говорит в пользу предположения истцов, что эти люди состояли на государственной службе".
Пятеро соседей, арестованных вместе с Алихаджиевым, вернулись домой на следующий день. Они утверждают, что люди в масках завязывали им глаза, держали в подвале и били по головам железным прутом.
25 мая 2000 года заместитель начальника российского Генштаба генерал-полковник Валерий Манилов заявил на пресс-конференции, что российскими войсками был задержан ряд командиров незаконных вооруженных формирований, в том числе и Руслан Алихаджиев.
Однако заместитель генпрокурора Юрий Бирюков опроверг эту информацию в ходе парламентских слушаний 21 сентября того же года.
Чеченские сепаратисты утверждали, что Алихаджиев скончался от инфаркта в московском следственном изоляторе "Лефортово" в августе 2000 года.
В момент исчезновения Алихаджиеву было 38 лет. Он оставил четырех детей.
Его брат Русламбек в апреле 2005 года тоже исчез.
"Суд устал"
Страсбургский суд признал, что Руслан Алихаджиев был задержан "силами безопасности", стал жертвой похищения и должен считаться погибшим, так как со времени его ареста о нем не было никаких известий. Его мать Зура Алихаджиева была подвергнута бесчеловечному обращению, поскольку российские власти не предоставляли ей информации о судьбе сына. Кроме того, не было произведено эффективного расследования обстоятельств исчезновения экс-спикера.
"Своим решением Европейский суд продемонстрировал глубокую озабоченность явлением "безвестных исчезновений" в Чечне, - заявил журналистам директор Европейского адвокатского центра по правам человека Филипп Лич. - Мы надеемся, что российские власти проведут тщательное и независимое расследование обстоятельств исчезновения и предполагаемого убийства Руслана Алихаджиева, и привлекут виновных к ответственности".
"Я абсолютно уверен в том, что эти дела лягут в основу уже уголовного суда и преследования тех, кто совершил военные преступления на территории Чечни, - заявил радиостанции "Эхо Москвы" чеченский политэмигрант Ахмед Закаев. - Ценность этих дел не в тех суммах, которые определяет Страсбургский суд, а в том, что это решение суда о признании вины российского государства".
Закаев добавил, что, по его мнению, "таких дел будут тысячи".
Представители Страсбургского суда на условиях анонимности заявляют, что суд устал от исков из республик Северного Кавказа. В настоящее время Россия является источником 20 процентов дел, которые рассматривает суд, и большинство из них поступает из этого региона.
Европейский суд уже вынес ряд решений не в пользу российского государства, в частности, по делам об исчезновении в Чечне Хаджимурата Яндиева и Нуры Лулуевой, а также об убийстве неизвестными правозащитницы Зуры Битиевой и трех ее родственников.
"Граждане России обращаются в Европейский суд по правам человека, когда государство отворачивается от них, когда его отдельные представители не несут ответственности за свои противоправные поступки, - заявил по поводу очередного решения Страсбургского суда уполномоченный по правам человека Чеченской республики Нурди Нухажиев. - И это не делает чести России".
По словам омбудсмена, "2808 человек числятся в Чеченской республике пропавшими без вести", причем эти люди "не погибли по законам войны, не убиты на поле боя, они похищены в ходе преступных карательных акций со стороны государственных органов власти".
Кроме того, добавил Нухажиев, "по данным аппарата уполномоченного по правам человека, более тысячи граждан покоятся в десятках массовых захоронений на территории Чечни и Северной Осетии".
Власти Чечни признают, что в республике в прошлом имели место нарушения прав человека, однако в последнее время, по их словам, ситуация непрерывно улучшается.
Впредь в Чечне "не будет ни одного факта похищения человека или нарушения прав человека правоохранительными органами", - заверил президент республики Рамзан Кадыров комиссара Совета Европы по правам человека Томаса Хаммарберга во время его визита в Грозный в конце февраля.