MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

Европейский Суд по правам человека признал российские власти виновными в исчезновении жителя Чечни

12.07.2007    джерело: www.hro.org
Суд единогласно постановил, что имело место нарушение ст. ст. 2 (право на жизнь), 3 (запрет пыток), 5 (право на свободу и личную неприкосновенность) Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Российская Федерация признана ответственной за насильственное исчезновение лучшего футболиста Курчалоевского района Чечни

Сегодня, 12 июля 2007 года, Европейский Суд по правам человека вынес решение по делу Магомадов и Магомадов против России, касавшемуся незаконного ареста и последующего насильственного исчезновения жителя с. Курчалой Чеченской Республики Аюбхана Магомадова.

Заявителями были братья Аюбхана: Якуб и Аюб Магомадовы. Якуб Магомадов бесследно исчез в начале 2004 г.

Заявителей в Европейском Суде представляли юристы Правозащитного Центра "Мемориал" Дина Ведерникова и Кирилл Коротеев, а также юристы Европейского Центра защиты прав человека (EHRAC, London) Уильям Бауринг и Филип Лич.

Суд единогласно постановил, что имело место нарушение ст. ст. 2 (право на жизнь), 3 (запрет пыток), 5 (право на свободу и личную неприкосновенность) Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Суд признал, что Аюбхан Магомадов был задержан у себя дома российскими властями и стал жертвой насильственного исчезновения – одного из грубейших нарушений Европейской Конвенции. Поскольку о нем не было никаких сведений с момента задержания, Суд решил, что Аюбхан Магомадов должен считаться умершим, а ответственность за его смерть несут российские власти.

Суд постановил, что обстоятельства исчезновения не были эффективно расследованы, а непредоставление Якубу и Аюбу Магомадовым информации о судьбе их брата в течение многих лет является бесчеловечным обращением. В то же время, Суд не нашел доказательств того, что задержание Якуба Магомадова в 2004 г. было связано с подачей им жалобы в Европейский Суд.

Суд единогласно присудил заявителям компенсацию морального вреда в размере 40 000 евро, а также 4100 евро и 1 362 фунта стерлингов за судебные расходы и издержки.

2 октября 2000 г. представители федеральных войск в ходе «зачистки» в селе Курчалой задержали Аюбхана Магомадова, 1969 г.р., лучшего футболиста Курчалоевского района 1998 г. Никаких документов, разрешающих арест, предъявлено не было.

На следующий день в его доме и в доме соседей был проведен обыск (также без предъявления соответствующих документов).

После задержания Аюбхан Магомадов был доставлен в Октябрьский ВОВД (временный отдел внутренних дел) г. Грозного и допрашивался там сотрудниками ФСБ.

Из районного отделения милиции семье Магомадовых пришел ответ о том, что Аюбхан Магомадов был задержан для проверки на причастность к совершению тяжких преступлений и в связи с неподтверждением данной информации отпущен в тот же день, однако, по его просьбе он был оставлен в помещении ВОВД на ночь до окончания комендантского часа, действовавшего в тот период.

Тем не менее, при исследовании доказательств в Европейском Суде информация об освобождении Аюбхана Магомадова не была признана достоверной.

Напротив, Суд пришел к выводу, что в контексте конфликта в Чечне задержание человека неустановленными военными и непризнание этого задержания является серьезной угрозой для жизни.

9 декабря 2000 г. по данному факту было возбуждено уголовное дело по ст. 126 УК РФ (похищение человека). Семья Аюбхана неоднократно обращалась в правоохранительные органы в попытке выяснить судьбу пропавшего.

В Главном информационном центре МВД России Аюбхан Магомадов числится как без вести пропавший.

В начале 2004 года Якуб Магомадов, первым обратившийся с жалобой в Европейский Суд, выехал в Москву с целью продолжения поисков и также пропал без вести. Есть сведения из правоохранительных органов г. Москвы, подтверждающие тот факт, что 8 февраля 2004 г. Якуб Магомадов задерживался сотрудниками УВД Юго-Восточного г. Москвы за административное правонарушение. В столичном регионе он не был зарегистрирован, пострадавшим в результате несчастного случая не значился, в следственных изоляторах не содержался. По заявлению МВД России, оно не располагает сведениями о похищении Якуба Магомадова.

После исчезновения Якуба Магомадова к заявлению в Европейский суд присоединился третий брат Магомадовых – Аюб Магомадов.

В мае 2006 г. правоохранительные органы покинули помещение Октябрьского ВОВД г. Грозного. Несмотря на то, что вскоре оно было разрушено, сотрудникам ПЦ «Мемориал» удалось попасть в помещения, которые занимал Октябрьский ВОВД, и собрать доказательства содержания там многих людей, арестованных в Чечне. («Мемориал» располагает собственной видеозаписью).

Решение Европейского Суда подтверждает, что в Октябрьском ВОВД исчезали и гибли люди. Вынесение Европейским Судом этого решения обязывает российские власти расследовать все обстоятельства функционирования этой тюрьмы и привлечь виновных к ответственности.

Еще одной важнейшей задачей является идентификация останков тел пропавших, обнаруженных в массовых и индивидуальных захоронениях, обнаруженных вокруг помещений Октябрьского ВОВД и в Чечне в целом.

Однако судебно-медицинская лаборатория в г. Грозном, организация которой давно предполагается, до сих пор не начала свою работу. Правозащитный Центр «Мемориал» призывает российские власти в кратчайшие сроки создать эту лабораторию и обеспечить необходимые условия ее функционирования.

Правозащитный Центр “Мемориал”

 Поділитися