Неизвестные законодательству нормы правосудия
Намеченное на 10 октября 2007 года в Свердловском областном суде рассмотрение кассационной жалобы Михаила Трепашкина на ужесточение ему режима отбывания наказания отложено. Об этом стало известно от уральского адвоката Трепашкина Л. Б. Косик.
Решение о переводе Михаила Трепашкина из колонии-поселения на общий, гораздо более суровый режим, было принято 9 марта 2007 года Тагилстроевским районным судом города Нижнего Тагила. Формальным поводом для применения взыскания послужили якобы имевшие место нарушения осужденным правил внутреннего распорядка колонии ФГУ ИК-13, в которой он сейчас находится. Михаил Трепашкин и его адвокаты обжаловали постановление Тагилстроевского суда в Свердловском областном суде, утверждая, что оно неправосудное, а обвинения в адрес осужденного – надуманные. В доказательство своей правоты они выражают готовность привести показания многочисленных свидетелей, которые Тагилстроевский суд не принял во внимание.
Несмотря на то, что решение Тагилстроевского суда из-за кассационной жалобы не вступило в законную силу, Михаил Трепашкин без каких-либо правовых оснований уже больше полугода содержится в одиночной камере колонии ФГУ ИК-13. Ситуацию усугубляет тот факт, что осужденный страдает бронхиальной астмой и, находясь в одиночке, лишен возможности позвать на помощь во время приступа удушья.
В конце сентября Михаила Трепашкина по решению Судебной коллегии по уголовным делам Свердловского областного суда этапировали в СИЗО-1 Екатеринбурга – для участия в разбирательстве кассационной жалобы. Однако суд, даже не выйдя в судебное заседание, неожиданно перенес его на 7 ноября, после чего заключенного снова вернули в одиночную камеру колонии ФГУ ИК-13.
Сложившуюся ситуацию прокомментировала адвокат Л. Б. Косик.
"Мне стало известно, что судьи не осилили за тот месяц, в течение которого у них находилось дело Трепашкина (с 1 сентября по 9 октября), его изучение. Для изучения жалоб адвокатов, защитников, самого Трепашкина, а также для ознакомления с замечаниями на протокол им требуется еще один месяц", – сообщила Л. Б. Косик.
Содержание Михаила Трепашкина в ужесточенных условиях она назвала незаконным. Законность решения об ужесточении режима, по словам Л. Б. Косик, "может быть подтверждена только решением кассационной инстанции".
Адвокат также заметила: "Как сейчас установлено опытным путем, то есть сложившейся в суде Свердловской области практикой, осужденный может отбывать наказание как по решению, вступившему в законную силу, так и в ожидании такого решения. В деле Трепашкина это уже второй случай. Первое решение, по которому ему отказали в условно-досрочном освобождении и вернули в места лишения свободы, появилось через 5 месяцев фактического нахождения в колонии (возвращен в колонию 19.09.05, дата вступления решения в законную силу – 15.03.06). Закон позволяет помещать человека в места лишения свободы, а также изменять условия наказания только по решению суда. В случае Трепашкина действуют нормы правосудия, неизвестные нашему законодательству".
Л. Б. Косик напомнила, что, в соответствии с приговором, конец отбывания наказания, определенного Трепашкину, – 30 ноября 2007 года. По мнению адвоката и ее коллег, суд намеренно затягивает разбирательство, чтобы продержать заключенного в одиночной камере до конца этого срока.