MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

Цена засядькинского «золота», или Деньги важнее жизни

20.11.2007    джерело: www.ostro.org
Возникает вопрос, если в Украине еще нет таких технологий, которые обеспечили бы безопасность шахтеров, работающих в горно-геологических условиях шахты им. Засядько, то почему руководство этого предприятия и все государственные надзорные организации посылают людей на такой риск?

В любой стране мира шахту, с такой регулярностью собирающую столь богатый урожай смертей, законсервировали бы (даже не смотря на ценность ее угля) до создания безопасных технологий его выемки. Но у нас жажда наживы превышает здравый смысл и простое человеколюбие. Тем, кто деньги ставит выше человеческих жизней проще потом, на сотую долю от кровавых сверхприбылей, построить часовенку и потратиться на похороны…

72 человека на момент написания этой статьи названы погибшими, и судьба 28 горняков остается неизвестной в результате взрыва метана на шахте им. Засядько в Донецке. Как сообщил вчера председатель профкома шахты Юрий Заец, надежды на их спасение практически нет. Еще 28 шахтеров с травмами разной степени тяжести пребывают сегодня на лечении. Эта катастрофа имеет все шансы стать самой страшной за всю историю углепрома независимой Украины.

До сих пор самой масштабной считалась авария на шахте им. Баракова в Луганской области 11 марта 2000 года, унесшая жизни 80 человек и травмировавшая семерых. 63 горняка погибли и 51 были ранены 4 апреля 1998 года на шахте им. Скочинского (Донецкая область). Такое же число погибших и 37 раненых – в результате взрыва на шахте «Суходольская-Восточная» в Луганской области 9 июня 1991 года.

Однако самой «кровожадной» остается именно шахта Засядько. С 1999 года вчерашняя катастрофа стала уже пятой по счету на этом предприятии:

24 мая 1999 года – 50 погибших и 49 раненых;

19 августа 2001 года – 55 погибших и 33 раненых;

31 июля 2002 года – 20 погибших;

20 сентября 2006 года – 13 погибших и 62 раненых.

18 ноября 2007 года - ...

Всего за менее, чем девять лет, здесь в крупных авариях погибли 208 человек, 177 были травмированы. Напомним, что 28 горняков пока не обнаружены. И, как это не страшно, с каждой минутой увеличиваются шансы, что и они пополнят этот печальный список.

Объем производства шахты им. Засядько – около 4 млн. тонн угля в год. 210 погибших за девять лет – 23 человека в год. Это значит, что максимум каждые 174 тысячи тонн «черного золота» Засядько стоят жизни одного шахтера. Или наоборот – жизнь шахтера оценивается государством в 174 тысячи тонн угля…

Сегодня государственная цена на украинский уголь – 355 гривен за тонну. 174 тысячи тонн угля – это 61770000 гривен. Средняя зарплата донецкого шахтера – около 2 тысяч гривен. В год это – 24 тысячи… Правда на Засядько основные категории рабочих получают в среднем около пяти тысяч гривен, но и риск для жизни там значительно больший чем на других шахтах.

Причиной постоянных катастроф на этом предприятии эксперты называют высокий уровень выделения метана. Даже при том, что шахта Засядько обладает якобы самой мощной по сравнению с другими предприятиями системой безопасности, никакие технологии, как видно, не могут предотвратить постоянных аварий в ее лавах.

По данным Государственного комитета Украины по промышленной безопасности, охране труда и горного надзора, по итогам прошлого года на угольных предприятиях Украины был зафиксирован 6751 случай производственного травматизма, 168 из которых – с летальным исходом. При этом, как сообщает Госгорпромнадзор, уровень смертельного травматизма в угольной отрасли составляет 15,6 % от смертельных несчастных случаев во всех сферах производства. Таким образом, каждый шестой из погибших на производстве в Украине – шахтер.

Основными проблемными вопросами в угольной промышленности в Госгорпромнадзоре считают относительно глубокое залегание угольных пластов (в некоторых случаях – более километра), отсутствие дегазации шахт, износ техники и несоблюдение условий ее эксплуатации.

Сегодня украинские шахты лидируют по степени опасности для их работников. Так, 75 % из них находятся под повышенной угрозой выброса метана, 60 % – под угрозой выброса угольной пыли, 35 % и 25 % – под угрозой возгорания метана и угольной пыли соответственно, что в большинстве случаев приводит к взрывам.

В связи со всем сказанным, возникает вопрос, если в Украине еще нет таких технологий, которые обеспечили бы безопасность шахтеров, работающих в горно-геологических условиях шахты им. Засядько, то почему руководство этого предприятия и все государственные надзорные организации посылают людей на такой риск? Ведь когда премьер, или другой чиновник, заявляет, что все работы, в результате которых возник взрыв, велись согласно нормативам, то, может быть, стоит поднять вопрос о безопасности этих нормативов?...

Кстати, до сих пор остается неизвестным широкой общественности место пребывания фактического руководителя и владельца шахты им. Засядько народного депутата Ефима Звягильского. Вице-премьер Клюев заявляет, что он работает в составе Госкомиссии, а другие источники утверждают, что он лежит в больнице. Если прав Клюев, то господин Звягильский работает практически безотрывно, поскольку никто из журналистов его на шахте в эти дни не видел. А если он все-таки болеет, то в чем смысл, скрывать факт отсутствия Звягильского на шахте?

Несколько лет назад именем Ефима Звягильского в Донецке была названа улица. А еще, злые языки говорят, что Щегловское кладбище, где обычно хоронят погибших горняков с Засядько, в народе тоже называется именем почетного руководителя печально известной шахты.

ЦИСПД

 

 Поділитися