MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

О деле Олега Яковенко

21.12.2007   
Ольга Вилкова

Олег Яковенко был задержан в июне 2003 года как соучастник кражи, во время отбытия наказания с испытательным сроком за предыдущую кражу. Первоначально дело его рассматривалось в суде первой и второй инстанции около двух лет. За это время потерпевшей был возмещен ущерб в полном объеме. Она неоднократно выступала в суде с просьбой освободить Яковенко и второго участника кражи (родного брата потерпевшей) из-под стражи и снять с них обвинение.

Но остановить уже запущенный механизм правосудия не удалось. Апелляционный суд отправил дело на новое рассмотрение. И вновь оно рассматривалось в судах двух инстанций примерно два года. Второй раз приговор в апелляционном  суде был вынесен17 ноября 2006 года. К этому моменту Олег Яковенко отбыл под стражей 3 года и 5 месяцев.

Приговор судей апелляционного суда гласил – «назначить наказание сроком 3 года 6 месяцев и 1 день».

Во время пребывания под судом, а это более 3 лет, Яковенко неоднократно (при подсчете оказалось около 70 раз) преодолевал расстояние в 80 км между Севастополем (место, где проходили суды) и Симферополем (где он содержался в следственном изоляторе) в составе этапов. Этап длится приблизительно 36 часов. На протяжении этого времени этапируемых не кормят, у них ограничен доступ к питьевой воде и туалету. Перевозят их либо в вагонах (более 100 человек в вагоне), либо в автозаках.

Попадая в ИВС Севастополя,  Яковенко постоянно содержался в переполненных камерах, где не было достаточно света, воздуха, не было индивидуального спального места.

 В начале осени 2005 года состояние здоровья Олега Яковенко стало резко ухудшаться. Он  терял вес  (около 20 кг за полгода), силы. У него постоянно держалась повышенная температура Многократные  обращения в медчасть симферопольского СИЗО привели к тому, что в феврале 2006 года его в течение 10 дней пролечили антибиотиками в больнице изолятора. Было сделано несколько снимков грудной клетки,  взята кровь на ВИЧ. Лечили его от бронхита. И как свидетельствуют заключения  врачей СИЗО – успешно (?!?). Туберкулез обнаружен не был (грудная клетка чистая). Про результаты анализа на ВИЧ Яковенко и его матери стало известно только в апреле 2006 года из ответа на запрос в СИЗО Симферополя. Заместитель начальника СИЗО сообщил, что результат положительный и об этом руководству СИЗО стало известно еще в конце февраля 2006года. Но в медицинских документах Яковенко это почему-то так и не нашло отражения. Только повторный анализ, проведенный в мае 2006 года в инфекционной больнице Севастополя, был зафиксирован в медицинской карте и принят во внимание при назначении лечения.

 6 апреля 2006 года мать Олега обратилась в Севастопольскую правозащитную группу. Она сказала, что сын ее умирает и она ничем не может ему помочь. Главное тогда было – правильно поставить диагноз и назначить лечение. После многочисленных обращений к начальнику ИВС Севастополя, где тогда находился Яковенко, и руководству УВД города удалось показать его врачам и поставить предварительный диагноз. Врачи дали заключение, что он нуждается  в стационарном лечении. Но руководство ИВС не находило возможностей организовать его доставку и пребывание в больнице. Мать Олега отправила телеграмму в Генеральную прокуратуру. В ответ получила извещение о том, что послание получено адресатом.

26 апреля 2006 года была направлена срочная жалоба в Европейский Суд, вместе с заявлением о принятии предварительных мер (с просьбой предложить Правительству поместить Яковенко в лечебное учреждение для оказания необходимого ему лечения). Это была последняя возможность помочь умирающему человеку. Через три дня Яковенко был доставлен в инфекционную больницу г. Севастополя на стационарное лечение. Примерно через месяц врачи дали заключение, что он является инвалидом 1 группы. Через год после всех этих событий, 8 мая 2007 года, Олег Яковенко в возрасте 31 года, находясь на стационарном лечении в противотуберкулезном диспансере Севастополя, умер. А 2 октября 2007 Европейский суд вынес решение о нарушении ст.3 и ст. 13  Европейской конвенции прав человека и основных свобод. Нарушение статьи 3 Суд усмотрел в том, что должностными лицами не была предоставлена своевременная и соответствующая медицинская помощь в связи с ВИЧ и туберкулезом, а также в связи с жестоким обращением во время  транспортировок между Севастопольским ИВС и Симферопольским СИЗО. Суд принял решение о компенсации в размере 10457 Евро.

Во время рассмотрения дела Яковенко в судах Украины его мать, выполнявшая функцию защитника в судебном процессе, неоднократно обращалась к судьям с ходатайствами об изменении меры пресечения – заключения под стражу – на иную, не связанную с ограничением свободы, до вынесения приговора. Обосновывала она свои ходатайства в основном тем, что ее сыну было крайне необходимо лечение в условиях  больницы. Во всех случаях обращения с такими заявлениями ей было в их удовлетворении отказано..

Рассмотрение дела Яковенко в Европейском cуде по правам человека заняло период времени в 17 месяцев.
 Поділитися