Обыск в Сахаровском Центре в Москве
В Музее и общественном центре имени Андрея Сахарова в пятницу сотрудники Отдела по борьбе с организованной преступностью провели обыск, передает "Эхо Москвы" [1].
"Пришли люди, предъявили постановление на обыск. Я отдал распоряжение, чтобы сотрудники не препятствовали и смотрели, что будут вынимать, искать и чтобы все было аккуратно записано", – рассказал директор музея Юрий Самодуров.
Он предположил, что обыск проводится в связи с выставкой "Запретное искусство – 2006", которая прошла в музее в марте 2006 года. "Меня и музей никто не информировал о том, что возбуждено уголовное дело", – добавил он.
Корреспондент HRO.org Вера Васильева связалась с администрацией музея и выяснила, что обыск по настоящее время продолжается и когда он закончится – неизвестно.
"Оперативные работники все еще здесь, Юрий Вадимович их сопровождает. Сколько продлятся эти мероприятия, мы не знаем", – сообщила по телефону сотрудница Сахаровского центра.
В ноябре прошлого года куратор выставки Андрей Ерофеев вызван в прокуратуру. "Эта выставка была просто неправильно понята экстремистскими организациями, – считает Ерофеев. – Никто никого не хотел обидеть, просто мы показывали, что существует и такое искусство".
Уголовное дело было возбуждено по части 1 статьи 282 УК РФ – "возбуждение ненависти либо вражды". С заявлением о том, что выставка оскорбляет чувства верующих и разжигает религиозную рознь, в прокуратуру в марте обратилось движение "Народный собор". Координатор этого движения, объединяющего более 200 православных, ветеранских, молодежных, творческих общественных организаций, директор "Центра народной защиты" Олег Кассин считает выставку "кощунственной".
Общественное движение "За права человека" [2] обратилось к Уполномоченному по правам человека в РФ Владимиру Лукину с просьбой высказаться в связи со сложившейся ситуацией.
"Мы, и люди, интересующиеся современным изобразительным искусством, и люди, с ним малознакомые, обращаемся к Вам, как к авторитетному должностному лицу, чья миссия – свидетельствовать о важности защиты в России прав человека в их общезначимом понимании, и содействовать защите и уважению этих прав органами власти и субъектами гражданского общества. В данном случае, это права, зафиксированные статьей 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, статьей 15 Международного пакта о социальных, экономических и культурных правах, статьями 13 и 14 Декларации прав человека и гражданина РСФСР и Конституцией РФ".
Комментарий главного редактора HRO.org Андрея Блинушова:
Обыск в Сахаровском Центре – действо, по-моему, демонстративное. Если бы и вправду вопрос касался дела о конкретной выставке, очередные доносы на которую накатали религиозные фундаменталисты, следствие бы запросило у музея необходимые ему материалы.
А обыск – это когда есть предположения, что сознательно прячут какие-то улики, оружие, наркотики. Понятное дело, что следователи не сумасшедшие предполагать, что в музее, в центре столицы, такие вещи могут прятать. Тем более, что директор музея – Юрий Самодуров - известный в стране и за рубежом правозащитник.
И все-таки «силовики» пошли на такую акцию – обыск в музее. Заранее зная, каков будет общественный резонанс. Для чего?
Моя версия совсем не оптимистична. Скорее всего это – месть коллективу музея и лично Юрию Самодурову за то что осмелились предоставить помещение для выдвижения диссидента, правозащитника и писателя Владимира Буковского кандидатом в президенты.
Нигде больше в Москве не удалось найти для этого помещения, все отказывались под более или менее благовидными предлогами. А менеджер одного из концертных залов прямо признал: на них оказывалось давление ФСБ.
Закончился период массовых нарушений закона под названием «выборы в Госдуму». Власть довольно грубо создала фактически монолитный (полностью контролируемый) парламент, куда не пропустила никого из оппозиционеров. Теперь на носу «выборы» президентские. Все оппозиционные кандидаты, включая упомянутого Буковского, выбиты из кампании при помощи многочисленных бюрократических ухищрений.
Очевидно, власти решили еще жестче «заасфальтировать» общественное пространство. Дабы никому не повадно было вот так, публично, как Сахаровский музей, поддерживать противостоящих Кремлю. «Славно» начался 2008-й, юбилейный год принятия Всеобщей Декларации прав и свобод человека...