Пресечена очередная попытка незаконной выдачи российскими властями беженца в Узбекистан
31 мая 2008 г., после почти годичного незаконного заключения, был освобожден из-под стражи гражданин Узбекистана Мухаммадсолих Абутов, выдачи которого требовали узбекские власти по политически мотивированным обвинениям религиозного характера[1].
События, предшествовавшие его освобождению, подтвердили неоднократно отмечавшуюся правозащитниками практику незаконной выдачи в Узбекистан преследуемых узбекскими спецслужбами граждан под видом административного выдворения.
10 апреля 2008 г. Можайский городской суд признал содержание Абутова под стражей незаконным в связи с тем, что избранная ему в июне 2007 г. мера пресечения ни разу с тех пор не продлевалась.
22 мая 2008 г. Московский областной суд отклонил кассационное представление прокуратуры на постановление Можайского городского суда, после чего оно вступило в законную силу, и заключенный подлежал немедленному освобождению.
28 мая определение Московского облсуда поступило в Можайск, однако ни в этот день, ни на следующий оно не было исполнено. Как поясняли в это время адвокату Абутова, А.Гайтаеву в Можайской прокуратуре, требовалось время на оформление всех необходимых документов.
29 мая Замосквореций районный суд г. Москвы отклонил заявление Абутова об оспаривании отказа УФМС по Московской области в признании его беженцем на территории РФ. После этого у Мухаммадсолиха осталось право обжаловать отказ в кассационном порядке, а значит, он все еще находится в процедуре определения статуса беженца.
Утром 30 мая из достоверных источников была получена информация, что в связи с отсутствием у Абутова регистрации на момент его прошлогоднего задержания, его после освобождения доставят в прокуратуру, а не выпустят за КПП Можайского следственного изолятора, и что произойдет это, скорее всего, не раньше понедельника.
Однако в тот же день, около 17-00, специалист-эксперт Управления ФМС России по Московской области В.С.Милушкин сообщил по телефону адвокату А.Гайтаеву, что его «освобожденный» подзащитный находится в Можайском ОВД. Он сказал, что после составления материалов об административном правонарушении по ст.18.8 КоАП[2] Абутов будет помещен в камеру для административно-задержанных (т.н. «КАЗ»), а в субботу 31 мая, ориентировочно, к 9 утра, его доставят в Красногорский городской суд. Г-н Милушкин звонил по требованию Абутова, который категорически отказывался подписывать что-либо без своего адвоката.
31 мая Абутова доставили в суд только к 11-00. Как выяснилось, задержка была вызвана тем, что накануне, при переводе его из Можайского ОВД в КАЗ сотрудники милиции потеряли (?!) его паспорт. Мухаммадсолих сообщил, что в КАЗ с ним обращались крайне грубо и отказывались выводить в туалет. Измученный после годичного заключения и «освобожденный» таким образом, он в знак протеста совершил попытку самоубийства - вскрыл себе вены на обеих руках. После оказания первой медицинской помощи его пристегнули наручниками к решетке камеры и оставили в таком положении.
В Красногорском городском суде дело об административном правонарушении рассматривала судья Е.Д.Аникеева. Сторону обвинения представляли прокуроры М.А.Киселев и Ю.В.Праслова из Красногорской прокуратуры, защищал подсудимого адвокат А.Ю.Гайтаев.
Представитель миграционной службы г-н Милушкин, допрошенный в качестве свидетеля, пояснил, что задержание Абутова сразу после оформления документов о его освобождении из СИЗО производилось по указанию и.о. зам. начальника УФМС России по Московской области А.А.Батанина. Не вызывает сомнений, что это указание было инициировано ФСБ.
Прокурор Праслова сообщила, что накануне в Красногорскую прокуратуру поступила информация об отказе Генеральной прокуратуры РФ в экстрадиции Абутова. Ни Мухаммадсолих, ни его адвокат об этом уведомлены не были.
В судебном заседании сторона прокуратуры, которая крайне редко участвует в рассмотрении административных дел, проявила незаурядную заинтересованность в выдворении Абутова. Прокуроры упорно игнорировали Федеральный закон РФ «О беженцах», который категорически запрещает высылку лиц, находящихся в процедуре определения статуса беженца на территории РФ.
Адвокат Гайтаев просил суд о немедленном освобождении своего подзащитного, который после задержания, состоявшегося 13 июня 2007 г., был заключен под стражу с грубыми нарушениями норм УПК РФ и почти год содержался в СИЗО. Он сделал акцент на неправомерности самой постановки вопроса о его выдворении по указанным выше причинам. Защитник не оспаривал отсутствия регистрации у Абутова на момент его прошлогоднего задержания и обратил внимание суда на то, что закон предусматривает за это правонарушение штраф, а выдворение и вовсе является дополнительной мерой наказания.
Суд также заслушал в качестве специалиста представителя Комитета «Гражданское содействие» Е.Рябинину. Она обратила внимание суда на то, что Абутов уже подвергался пыткам в местах лишения свободы в Узбекистане, и представила доказательство того, что год назад его задерживали в Красногорске сотрудники узбекских спецслужб без согласования с ГУВД Московской области и что на этот момент он не числился в межгосударственном розыске. Она также сообщила, что систематическую практику применения пыток заключенных в Узбекистане недавно констатировал Европейский Суд по правам человека в решении по широко известному делу «ивановских узбеков».
Судья Е.Д.Аникеева, заслушав всех участников процесса, вынесла единственно возможное при таких обстоятельствах законное решение о наложении на подсудимого административного штрафа. После продолжавшегося больше 5 часов судебного заседания Мухаммадсолих Абутов, признанный УВКБ ООН нуждающимся в международной защите, вышел, наконец, на свободу.
Комитет «Гражданское содействие» будет внимательно следить за судьбой Абутова, поскольку после отказа Генпрокуратуры в его экстрадиции и неудавшейся попытке выдать его через процедуру административного выдворения над ним нависла угроза похищения и незаконного вывоза с территории России в Узбекистан. Как мы уже неоднократно сообщали, это – третий из широко распространенных способов передачи узбекским властям преследуемых ими людей.
Елена Рябинина,
Комитет «Гражданское содействие»
[1] На родине Абутова обвинили в том, что в 1998г., отбывая предыдущий срок за свои религиозные убеждения, он создал прямо в исправительной колонии экстремистскую мусульманскую организацию «Ахли Тавхид» (такой организации, по данным экспертов, попросту не существует), в которую вовлек еще двух заключенных. На этом основании ему вменили посягательство на конституционный строй Республики Узбекистан (ст. 159 УК РУз), изготовление или распространении материалов, содержащих угрозу общественной безопасности и общественному порядку (ст.244-1 УК РУз) и создание, руководство или участие в религиозных экстремистских, сепаратистских, фундаменталистских или иных запрещенных организациях (ст. 244-2 УК РУз).
[2] Нарушение иностранными гражданами правил пребывания на территории РФ.