MENU
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

Подібні статті

Великодній спротив тоталітаризму. Дайджест російських протестівРік війни, резолюція Генасамблеї ООН, День спротиву окупації Криму — підсумки тижняОдин с ружьем против стаи захватчиков «55 років від початку громадянського спротиву в СРСР (1965–1966)» – чергова частина пам’ятних конвертів Сьогодні – День спротиву окупації Криму26 лютого – День кримського спротиву російській окупаціїГерой Сопротивления, ставший кошмаром ПутинаРешение ЕСПЧ по делу Развозжаев против России и Украины и Удальцов против РоссииОлеся Донія противники Маршу рівності облили зеленкоюРешение ЕСПЧ по делу Беляева и других против УкраиныРешение ЕСПЧ по делу Петухова против Украины (№ 2)Сьогодні – День кримського спротиву російській окупаціїРешение ЕСПЧ по делу Бурли и других против УкраиныРешение ЕСПЧ по делу Криволапова против УкраиныРешение ЕСПЧ по делу Щербакова против УкраиныРешение ЕСПЧ по делу Щербакова против Украины (ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ)Решение ЕСПЧ по делу Вишнякова против УкраиныРешение ЕСПЧ по делу Михайловой против УкраиныРешение ЕСПЧ по делу Чумака против УкраиныРешение ЕСПЧ по делу И. Н. против Украины

Европейский Суд по правам человека осудил выдачу в Туркменистан

20.06.2008   
19 июня Суд постановил, что выдача Александра Рябикина в Туркменистан нарушит ст. 3 Конвенции (запрет пыток). Это первое дело, в котором Европейский Суд по существу оценил ситуацию с правами человека в Туркменистане

19 июня Европейский Суд по правам человека вынес решение по делу Рябикин против России, в котором постановил, что выдача заявителя в Туркменистан для уголовного преследования нарушит ст. 3 Европейской Конвенции о правах человека (запрет пыток и жестокого обращения). Это первое дело, в котором Европейский Суд по существу оценил ситуацию с правами человека в Туркменистане[1][1].

Заявителя в Европейском Суде представляли юристы Правозащитного центра «Мемориал» Ольга Цейтлина и Кирилл Коротеев при содействии юристов  и Европейского центра защиты прав человека (Лондон).

Александр Иванович Рябикин является гражданином Туркменистана. Члены его семьи проживают в России. В конце 1990-х гг. он возглавлял компанию «Аргамак», работавшую в Туркменистане. Он покинул Туркменистан в 2001 г., вылетев в Объединенные Арабские Эмираты, а оттуда в Россию, где обратился за получением гражданства. Туркменские власти предъявили Рябикину обвинение в совершении ряда экономических преступлений в связи с его деятельностью в компании Аргамак. Поскольку заявитель в это время уже находился в России, власти Туркменистана направили запрос об экстрадиции Рябикина.

25 февраля 2004 г. Александр Рябикин был арестован в миграционной службе Санкт-Петербурга, куда явился по повестке, требовавшей его прихода «в связи с вопросами российского гражданства». 27 февраля 2004 г. Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга принял решение о заключении заявителя под стражу в связи с экстрадицией, которое 12 марта 2004 г. было оставлено в силе Санкт-Петербургским городским судом. Европейский Суд по правам человека указал российским властям, что не следует экстрадировать заявителя в Туркменистан, пока дело не будет рассмотрено в Страсбурге. По неизвестной причине, российские власти не приняли окончательного решения об экстрадиции, в результате чего заявитель более года находился под стражей и Санкт-Петербургские суды отказывались рассматривать правомерность его содержания. В 2005 г. заявитель был освобожден из-под стражи.

При содействии Правозащитного центра «Мемориал» Рябикин подал жалобу в Европейский Суд, утверждая, что его выдача в Туркменистан будет нарушением ст. 3 Европейской Конвенции и что его содержание под стражей нарушило ст. 5 Конвенции (право на свободу и личную неприкосновенность).

Европейский Суд рассмотрел представленные заявителем материалы о ситуации с правами человека и об условиях заключения в Туркменистане. Суд отметил, что Туркменистан является «одной из наиболее репрессивных и закрытых стран в мире», что сведения из объективных источников говорят о чрезвычайно тяжелых условиях заключения и что туркменские власти не соглашаются на допуск в места содержания под стражей не только международных, но вообще любых не зависимых от правительства наблюдателей. Суд также отклонил замечание правительства России о полученных от туркменской стороны гарантии, указав, что у российских властей нет никаких средств проверить соблюдение этих гарантий туркменскими властями. Кроме того, в соответствии с практикой Суда, дипломатические гарантии сами по себе недостаточны для того, чтобы утверждать, что в стране назначения отсутствует риск применения пыток и жестокого обращения в отношении экстрадируемого. Также принимая во внимание преследования этнических меньшинств в Туркменистане (в том числе, русского меньшинства), Суд пришел к выводу о нарушении ст. 3 Конвенции.

Суд также постановил нарушение ст. 5 Конвенции в связи с незаконностью содержания заявителя под стражей в Санкт-Петербурге и в связи с невозможностью добиться судебной проверки правомерности содержания под стражей в Санкт-петербургских судах.

Суд присудил заявителю 15000 евро компенсации морального вреда и 8299 евро компенсации судебных расходов и издержек.



[1][1] В деле Гарабаев против России, также касавшемся экстрадиции в Туркменистан, Европейский Суд нашел нарушение ст. 3, в основном полагаясь на тот факт, что российские власти не получили у туркменских властей никаких гарантий гуманного обращения с заявителем.

 Поділитися