MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

Европейский Суд по правам человека осудил выдачу в Туркменистан

20.06.2008   
19 июня Суд постановил, что выдача Александра Рябикина в Туркменистан нарушит ст. 3 Конвенции (запрет пыток). Это первое дело, в котором Европейский Суд по существу оценил ситуацию с правами человека в Туркменистане

19 июня Европейский Суд по правам человека вынес решение по делу Рябикин против России, в котором постановил, что выдача заявителя в Туркменистан для уголовного преследования нарушит ст. 3 Европейской Конвенции о правах человека (запрет пыток и жестокого обращения). Это первое дело, в котором Европейский Суд по существу оценил ситуацию с правами человека в Туркменистане[1][1].

Заявителя в Европейском Суде представляли юристы Правозащитного центра «Мемориал» Ольга Цейтлина и Кирилл Коротеев при содействии юристов  и Европейского центра защиты прав человека (Лондон).

Александр Иванович Рябикин является гражданином Туркменистана. Члены его семьи проживают в России. В конце 1990-х гг. он возглавлял компанию «Аргамак», работавшую в Туркменистане. Он покинул Туркменистан в 2001 г., вылетев в Объединенные Арабские Эмираты, а оттуда в Россию, где обратился за получением гражданства. Туркменские власти предъявили Рябикину обвинение в совершении ряда экономических преступлений в связи с его деятельностью в компании Аргамак. Поскольку заявитель в это время уже находился в России, власти Туркменистана направили запрос об экстрадиции Рябикина.

25 февраля 2004 г. Александр Рябикин был арестован в миграционной службе Санкт-Петербурга, куда явился по повестке, требовавшей его прихода «в связи с вопросами российского гражданства». 27 февраля 2004 г. Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга принял решение о заключении заявителя под стражу в связи с экстрадицией, которое 12 марта 2004 г. было оставлено в силе Санкт-Петербургским городским судом. Европейский Суд по правам человека указал российским властям, что не следует экстрадировать заявителя в Туркменистан, пока дело не будет рассмотрено в Страсбурге. По неизвестной причине, российские власти не приняли окончательного решения об экстрадиции, в результате чего заявитель более года находился под стражей и Санкт-Петербургские суды отказывались рассматривать правомерность его содержания. В 2005 г. заявитель был освобожден из-под стражи.

При содействии Правозащитного центра «Мемориал» Рябикин подал жалобу в Европейский Суд, утверждая, что его выдача в Туркменистан будет нарушением ст. 3 Европейской Конвенции и что его содержание под стражей нарушило ст. 5 Конвенции (право на свободу и личную неприкосновенность).

Европейский Суд рассмотрел представленные заявителем материалы о ситуации с правами человека и об условиях заключения в Туркменистане. Суд отметил, что Туркменистан является «одной из наиболее репрессивных и закрытых стран в мире», что сведения из объективных источников говорят о чрезвычайно тяжелых условиях заключения и что туркменские власти не соглашаются на допуск в места содержания под стражей не только международных, но вообще любых не зависимых от правительства наблюдателей. Суд также отклонил замечание правительства России о полученных от туркменской стороны гарантии, указав, что у российских властей нет никаких средств проверить соблюдение этих гарантий туркменскими властями. Кроме того, в соответствии с практикой Суда, дипломатические гарантии сами по себе недостаточны для того, чтобы утверждать, что в стране назначения отсутствует риск применения пыток и жестокого обращения в отношении экстрадируемого. Также принимая во внимание преследования этнических меньшинств в Туркменистане (в том числе, русского меньшинства), Суд пришел к выводу о нарушении ст. 3 Конвенции.

Суд также постановил нарушение ст. 5 Конвенции в связи с незаконностью содержания заявителя под стражей в Санкт-Петербурге и в связи с невозможностью добиться судебной проверки правомерности содержания под стражей в Санкт-петербургских судах.

Суд присудил заявителю 15000 евро компенсации морального вреда и 8299 евро компенсации судебных расходов и издержек.



[1][1] В деле Гарабаев против России, также касавшемся экстрадиции в Туркменистан, Европейский Суд нашел нарушение ст. 3, в основном полагаясь на тот факт, что российские власти не получили у туркменских властей никаких гарантий гуманного обращения с заявителем.

 Поділитися