MENU
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

Без фальшивых нот

06.08.2008   
Галя Койнаш

Мартин Лютер Кинг где-то писал: «Око за око, и человек ослепнет». Последствия распространённой в информационной войне стратегии «враньё за враньё» не менее пагубны. Попробуйте держать мелодию, когда все вокруг фальшивят – очень трудно!

Не берусь определять, кто больше фальшивит, кто меньше. Попытаюсь здесь разобраться в приёмах, которые подкрепляют негативные стереотипы и, сознательно или нет, накаляют напряжённость в Крыму,

Среди многочисленных статей, так или иначе посвящённых межэтническим отношениям на полуострове, три требуют особого внимания: две статьи Натальи Астаховой «Принесённые ветром» и “Посеявший ветер пожинает бурю”. в газете «Крымская правда». А совсем недавно, 17 июля, можно было и в той же газете и «Часе пик» прочесть статью Натальи Киселёвой под названием «Виктим не предлагать, или Преступная политика меджлиса»

Автор последней статьи приводит кучу примеров «явной русофобии», якобы напечатанных в том, что она называет «этнической прессой». Если читатель заглянет в оригинал, думаю, он убедится в том, что такие высказывания действительно, как утверждает автор, «лепят врага из русских». Любые слова, оскорбляющие какую-либо этническую группу или народ, заслуживают осуждения. Здесь с автором можно было бы полностью согласиться, если бы не два «но».

Робко напомню, что цитируем, чтобы подчеркнуть: это чьи-то, а не наши, слова. А чьи же они? Не приводится ни одного имени, ни одной ссылки. Полный аноним в кавычках.

Удалось найти пару цитат. Их легко отыскать, поскольку они не первый год цитируются. Похоже, автор имеет те же источники информации, что и автор прошлогоднего обзора здесь http://praesto.ru/world/id_229451/ Оттуда можно узнать, что слова о «дебилизме» русских и «быдле» восходят к номерам «Голоса Крыма» из 2001-2002 гг. Есть ещё один источник такой же давности – татарского писателя, проживающего в Москве http://moskva-krym.com/pesnia.html Возраст всех этих бредовых текстов их нисколько не украшает и тем более не оправдывает. С другой стороны, даты имеют значение, когда обсуждается ситуация в Крыму в 2008 году.

Возникает, конечно, вопрос, откуда все остальные анонимные сообщения? Ответ, возможно, подсказывает Астахова, которая приводит отзывы своих читателей. По-человечески понятно, что она цитирует только письма единомышленников. Эффект такой же предсказуемый: эти совершенно незнакомые нам люди «подтверждают» мнение автора. Не исключено, что какие-то страшные русофобские цитаты имеют аналогичное происхождение. Будем и так сожалеть, что есть люди с такими взглядами, но разница существенная. За заведомо недостоверную информацию и разжигание межнациональной розни несут ответственность автор и редакция, опубликовавшие такой материал, а вовсе не Марья Петровна, пишущая автору восторженные слова в поддержку, даже если мы найдём эту уважаемую даму.

А если цель заключается в том, чтобы доказать, как «нас» обижают, и какие мы молодцы, что терпим, то можно привести примеров побольше, а какая разница откуда они, и когда впервые появились на этот свет!

Все три статьи довольно чётко определяют виновных. Для Астаховой это крымские татары, тогда как для Киселёвой во всём виноват, по её словам, «так называемый «меджлис крымскотатарского народа». Надо отметить, что все тексты изобилуют словами в кавычках, которые ставят не только сами слова под вопрос, но и искренность авторов, которые настаивают на их приверженности терпимости и добрым отношениям между разными этническими группами. Их тексты так же густо пестрят фразами в скобках, которые имеют (для автора) то преимущество, что вкладывают довольно ясный смысл, который при надобности можно отрицать. Про Меджлис, например, она утверждает, что тот «на деле сколачивает себе политический (и не только политический) капитал».

В попытке изложить своё специфическое понимание отношений между Меджлисом и татарским народом, г-жа Киселёва прибегает к тому, что при всём желании нельзя без кавычек назвать «психологией». Создается впечатление, что она создала свою теорию, а теперь претворяет ее в слова, которые не то, чтобы простые или сложные, а просто не те. Меджлис якобы занимается «виктимизацией» крымскотатарского народа. В это насыщенное понятие она впихивает то, что «меджлис внушает крымским татарам, что они являются жертвами преступления» (что является, между прочим, полной правдой – как иначе назвать сталинскую депортацию?) и утверждение, что он культивирует «девиантное поведение». Вся эта ахинея, в том числе, и режущие слух и разум термины, по-моему, нацелены на то, чтобы создать имидж избалованных и ненасытных детей, и «обогатить» это впечатление ассоциативной силой слова из лексикона правоохранительных органов.

Ладно, текст не дополняет наши знания в области психологии, но возможно, как раз какую-нибудь ещё информацию почерпнем? Статья изобилует статистическими данными. Если присмотреться поближе, правда, вопросов возникает множество. Больше всего недоуменных вопросов вызывают тезисы автора и те подтверждающие «доказательства» (кавычки мои, и употребляются без всякого лукавства, чтобы выразить полный скептицизм) относительно земельного вопроса.

Автор утверждает, что в земельном вопросе «на самом деле дискриминации подвергаются крымчане нетатарского происхождения» и триумфально приводит то, что она называет статистикой Республиканского комитета по земельным ресурсам АРК. Неизвестно откуда г-жа Киселева взяла такие «данные», поскольку их нет на официальном сайте комитета, и в том уважаемом органе вообще о них знать не знают. Статистика гипнотизирует людей не хуже, чем фары кроликов, но хотелось бы знать, кто, извините, является источником такого магического воздействия.

Вопрос ведь крайне важный, поскольку тех из нас, кто, мягко говоря, не в курсе, цифры откровенно поражают. Если «обеспеченность крымскотатарских семей участками, выделенными под строительство жилья, составляет 147,7 %, в то время как аналогичный показатель для семей просто крымчан недотягивает даже до пятидесяти процентов», куда же смотрит крымский парламент? И почему избиратели голосуют за депутатов, которые думают только о потребностях 10% населения полуострова?

Впрочем, можно сделать вывод, что власть спохватилась и поняла, что, так сказать, сбилась со счёта. Автор объясняет, что спикер парламента, Анатолий Гриценко «считает, что «именно отсутствие сводного реестра по учёту репатриантов, получивших и претендующих на получение земли и жилья в Крыму, даёт предпосылки для той вакханалии, которая сегодня имеет место в земельной сфере полуострова и является поводом для периодически проводимых акций протеста». Автор возмущается выступлениями Меджлиса против реестра. Она написала очень много яростных слов, одновременно обвиняя представителя Меджлиса Рефата Чубарова в отсутствии логики. Признаюсь, испытываю трудности, стараясь понять, в чём заключается этот возмутительный недостаток логики. Г-н Чубаров объясняет, что «земельний кадастр Криму вкрай необхідний. Хоч би для того, щоб нарешті усвідомити масштаби «земельного свавілля» на півострові, що у свою чергу дозволить побачити справжніх самозахопників кримської землі».

Такое впечатление, что автор переутомилась или рассчитывает на умственную усталость читателя, и, как заезженная машина, продолжает до последнего «доказывать», как Меджлис стремится скрывать реальную ситуацию.

Но строго по тексту что получается? За сводный реестр по учёту только репатриантов выступает крымский парламент и г-жа Киселёва, а земельный кадастр, который даст полную картину земельных отношений всех жителей полуострова, в том числе и крымских татар, поддерживает Меджлис. Украина, кстати, уже давно подвергается критике за то, что не создала земельный кадастр. Международные структуры подчёркивают важность такого кадастра для борьбы с коррупцией. А здесь за него выступает Меджлис, который Наталья Киселева обвиняет во всех грехах,

Похоже, даже в хоре фальшивящих голосов выделяются отдельные ноты. Точнее, можно их выделить, если читать повнимательнее. Вовсе не так просто безошибочно определить, кто жертва манипуляций или махинаций, а кто принимает нас за дураков и заинтересован в нарастании напряжённости в Крыму. Непросто, но можно, а главное, жизненно необходимо.

 Поділитися