Европейский суд признал Россию виновной в нарушении прав нижегородца при содержании в СИЗО
Суд признал, что условия содержания Виктора Бузычкина в СИЗО-52/1 в Нижнем Новгороде и в СИЗО – 48/3 в Москве не соответствовали требованиям Статьи 3 Европейской Конвенции о запрете унижающего обращения, а так же ст.13 Конвенции о праве на эффективную судебную защиту, сообщает НИА "Нижний Новгород" [1] со ссылкой на Межрегиональный комитет против пыток [2].
В 2005 году к правозащитникам обратился Виктор Бузычкин с заявлением об оказании ему юридической помощи и представлении его интересов в Европейском суде по правам человека. По его словам, в мае 1998 года он был арестован и помещен в следственный изолятор СИЗО-52/1 Нижнего Новгорода. При поступлении в изолятор Бузычкин прошел обязательный медицинский осмотр, в ходе которого ему была сделана флюорография грудной клетки и лабораторные исследования. Проведенное обследование не выявило каких-либо заболеваний легких. Бузычкин был помещен в общую камеру. При этом, по словам Бузычкина, камера, рассчитанная на 24 человека, была чрезмерно переполнена. Спали по очереди, не более четырех часов, остальное время приходилось стоять, так как даже присесть в маленькой камере было негде. Из-за того, что окна были закрыты листами железа, в камере постоянно было жарко и душно. Из-за неработающей вентиляции не было притока свежего воздуха. На всю камеру работала только одна лампочка, поэтому в камере было почти темно. Принимать пищу приходилось стоя, поскольку в камере был всего один стол, рассчитанный на 8 человек, тогда как в камере было 120 человек. Питание было однообразным и недостаточным. В камере водились вши, клопы и тараканы. Санитарной обработки камеры и личных вещей арестованных не проводилось. Баня была один раз в восемь дней. Работало до четырех душевых моек, так что помыться практически не удавалось.
Как говорится в сообщении Комитета против пыток, примерно один раз в 10 дней проводились обыски. Происходило это следующим образом: открывалась дверь, в камеру вбегали надзиратели, затем, оскорбляя, унижая и избивая заключенных, выгоняли их в коридор, где ставили всех "на растяжку" или сажали на корточки, продолжая избивать и травить служебными собаками.
В декабре 1998 года при очередном обследовании у Бузычкина был выявлен туберкулез легких. Ему было назначено лечение. Все назначения врачей он выполнял, от лечения не уклонялся. В ходе лечения состояние здоровья Бузычкина не оставалось стабильным: оно то улучшалось, то ухудшалось. После этапирования Бузычкина 16 марта 1999 года в Москву в ИЗ-48/3 для участия в рассмотрении его кассационной жалобы, его, больного туберкулезом легких, поместили в камеру для здоровых лиц, причиняя ему тем самым еще большие нравственные страдания. Зная о своем заболевании, Бузычкин неоднократно обращался к врачу и начальнику учреждения ИЗ-48/3 с требованием перевести его в камеру для больных туберкулезом, т.к. туберкулез инфекционно заразен. Но его продолжали содержать в той же камере, тем самым оказывая на него психологическое давление. К тому же, состояние здоровья Бузычкина ухудшилось, однако врачебной помощи ему не оказывали.
В августе того же года Бузычкин был этапирован в учреждение ЛИУ-10, где он продолжил лечение, назначенное ему в СИЗО-52/1. Однако в связи с тем, что прописанные ему противотуберкулезные препараты высокотоксичны, у Бузычкина четырежды обострялось заболевание язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки. Кроме того, лекарства для лечения туберкулеза сильно влияют на зрение, из-за чего у Бузычкина прогрессировала близорукость левого глаза, и это притом, что его правый глаз практически не видит из-за имевшей ранее место контузии.
Сотрудники Комитета против пыток провели общественное расследование, в ходе которого были собраны материалы, подтверждающие слова Бузычкина. Как выяснили правозащитники, при поступлении в следственный изолятор (ИЗ-52/1) Бузычкин не страдал заболеваниями легких. Туберкулез развился у Бузычкина уже в период содержания его под стражей в СИЗО Нижнего Новгорода. Таким образом, Бузычкин был практически лишен возможности воспитывать своего ребенка, а также общаться и морально поддерживать своих престарелых родителей. Кроме этого, в силу заболевания, он не может вести нормальный образ жизни, создать полноценную семью, заниматься спортом, а вынужден каждую весну и осень проходить противотуберкулезный курс лечения.
21 января 2002 года Бузычкин обратился в Советский районный суд Нижнего Новгорода с иском к Учреждению ИЗ-52/1 о возмещении вреда здоровью, взыскании денежных средств, затраченных на лечение, а также о компенсации морального вреда. Однако, районным судом, а позже и судом Нижегородской области, в удовлетворении иска было отказано.
[1] http://niann.ru
[2] http://pytkam.net/web/
15.10.2008