MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

Арест вместо убежища:

07.12.2008   
Украинские власти задержали узбекского беженца по требованию его преследователей

В 7:20 утра 4 декабря 2008 года в дверь киевской квартиры, в которой проживает беженец из Узбекистана Абдумалик Бакаев, позвонили двое людей в штатском. Представившись сотрудниками милиции, они проверили документы у всех, находившихся в помещении – после чего забрали Бакаева с собой. Соседям сообщили, что его увозят в Голосеевский РОВД г.Киева, - чтобы оформить задержание по требованию властей Узбекистана. После чего беженец – пропал: в Голосеевское РОВД Бакаева доставили лишь через семь часов. Протокол задержания зарегистрирован в 14:30.

К этому моменту в РОВД его ожидал защитник – сотрудник общественной организации Центр «Социальное Действие» - с договором о правовой помощи на руках, заключенным ранее. Но доступ к задержанному удалось получить не сразу: в течении нескольких часов защитника внутрь не пускали люди в штатском,  отказавшиеся назвать себя. Защитнику лишь подтвердили, что основанием для задержания стало объявление Бакаева в розыск узбекскими властями, - и сообщили, что в тот же день состоится суд по избрании ему меры пресечения.

Около 17 часов защитник был, наконец, допущен к Абдумалику, - им позволили лишь несколько минут общения в присутствии сотрудников милиции. Тогда же выяснилось, что судебное заседание перенесено на  следующий день.

Но на следующий день суд не состоялся – как и через день, в субботу, 6 декабря. Вместо этого и в пятницу, и в субботу сотрудники Голосеевского РОВД дважды заявляли адвокату, что Бакаева перевели в следственный изолятор - отказываясь сообщить, в какой именно. Лишь в середине дня в воскресенье сотрудники правоохранительных органов сообщили, что он все еще содержится в Голосеевском РОВД.

Следующей датой проведения судебного заседания назначили понедельник, 8 декабря. Содержать задержанного под стражей без решения суда, по нормам законодательства, можно не более 72 часов – но то, что этот срок истек в середине дня в воскресенье, и речь идет о нарушении  закона, - правоохранителей, похоже, не смущает.

Абдумалик Бакаев с 1999 года подвергался в Узбекистане преследованиям за религиозные убеждения и дважды был осужден. После отбывания наказания давление на Абдумалика не прекратилось – поэтому в 2000 году он был вынужден покинуть родину и приехать в Россию.

Кампания, которую узбекские власти ведут против политической оппозиции и независимых мусульман, с тех пор лишь усилилась. Опасения Абдумалика были обоснованными: в июне 2008 года беженец узнал, что узбекские власти объявили его в розыск по обвинению в посягательстве на конституционный строй Республики Узбекистан (ст. 159 УК РУз.). Зная, что силовые структуры РФ превратили выдачу узбекских беженцев официальному Ташкенту в обычную практику, Абдумалик выехал в Украину. Там он подал в представительство УВКБ ООН просьбу о предоставлении международной защиты и обратился к украинским властям с ходатайством о предоставлении убежища. В своей просьбе Бакаев сообщил о преследованиях со стороны узбекских силовых структур и объяснил их причины. С тех пор – и до 4 декабря, в ожидании рассмотрения своего ходатайства, он проживал в Киеве - по адресу, который, согласно требованиям процедуры предоставления убежища, сам же и сообщил гос. органам Украины.

За несколько дней до задержания Абдумалик проинформировал сотрудников общественной организации Центр «Социальное Действие», что в разговоре с ним сотрудник одного из украинских официальных органов сказал: «У вас на родине – проблемы», - на что тот резонно ответил: «Если бы у меня не было на родине проблем – я не просил бы убежища в Украине». Защищая свою свободу, право на жизнь без пыток, и просто – на жизнь, Абдумалик Бакаев обратился к украинским властям с просьбой предоставить ему убежище. Беженцу и в голову не могло прийти, что, зная о причинах этого обращения, украинские власти вместо убежища предоставят ему тюрьму, - по требованию тех, от кого он спасался.

Но это не удивиляет неправительственные организации, занимающиеся помощью беженцам. Украина, в нарушение взятых на себя международных обязательств, ранее неоднократно нарушала запрет на выдачу беженцев в страны исхода, установленный Конвенцией ООН 1951 г. «О статусе беженцев» - или пыталась это сделать. В феврале 2006 г. украинские власти выдали Узбекистану 11 искателей убежища, разыскиваемых Ташкентом по обвинениям в причастности к Андижанским событиям. В 2007 году попытка подобной выбачи была предпринята в отношении беженца из Чечни Лемы Сусарова. В первые дни 2008 года удалось остановить выдачу гражданина России М.Гангана. В марте 2008 года на родину были отправлены беженцы-тамилы из Шри-Ланки. В июле 2008 г. Киев выдал Москве бизнесмена Кузнецова, получившего в Украине статус беженца.

Сейчас украинские власти вновь задержали беженца по требованию его палачей. У Программы «Без границ» Центра «Социальное действие» существуют опасения, что за задержанием может последовать незаконная экстрадиция Абдумалика Бакаева в Узбекистан. На родине беженца наверняка ожидают преследование, отсутствие доступа к правосудию и тюремное заключение. Учитывая данные многих международных и межправительственных организаций о применении пыток в Узбекистане, выдача Бакаева нарушит не только Закон Украины «О беженцах», Конвенцию ООН «О статусе беженца», - но и Конвенцию ООН против пыток и Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Все эти международные документы ратифицированы Украиной и являются частью украинского законодательства.

Захотят ли украинские власти пойти на нарушение закона и отправить человека, обратившегося к ним за помощью, на пытки – мы увидим в ближайшие дни. Но, учитывая многочисленные нарушения закона, начавшиеся с первых часов задержания, дело Абдумалика Бакаева должно находиться под пристальным вниманием общественных и международных организаций, а сам он нуждается в международной защите.   

Центр «Социальное Действие»                                                                 

 Поділитися