MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

Кто готов заболеть?

02.02.2009    джерело: www.glavnoe.kharkov.ua
Владимир Чистилин
Харьков может стать эпицентром эпидемии туберкулеза

Из-за отсутствия средств, городские власти в 2009 году собираются закрыть все стационарные отделения городского противотуберкулезного диспансера №1. Это 545 коек. В результате необдуманных действий мэрии, значительная часть больных окажется на улице. Учитывая, что каждый хронический бактериовыделитель туберкулеза заражает в среднем двадцать человек в год, то те, кто ездит в общественном транспорте или ходит на рынок, рискуют оказаться в числе инфицированных палочкой Коха.

О том, что в Украине эпидемия туберкулеза достигла угрожающих масштабов, медики говорят давно. Еще в 1995 году ВОЗ констатировала наличие в нашей стране эпидемии, поскольку число инфицированных превысило 1% населения. Статистика свидетельствует, что в Украине ежедневно регистрируется 82 новых больных, а 30 человек умирает. Калькулятор царства Аида безжалостен: каждый час регистрируется три-четыре случая заболевания и один – смерти. На протяжении последних 15 лет показатель заболеваемости туберкулезом в Украине увеличился почти в 2,5 раза. Причины эпидемии, думаю, не стоит объяснять, поскольку болезнь носит преимущественно социальный характер.

Снижение уровня жизни, недостаточное финансирование диспансеров, нехватка квалифицированных медработников, негодные условия в местах заключения – все это способствует распространению в обществе палочки Коха.

Естественно, с чахоткой борются. Хотя только в 2008 году в Харькове от нее умерло почти на 50 человек больше, чем в позапрошлом году, а впервые заболели туберкулезом легких 719 харьковчан. Причем 321 из них – с бактериовыделением. Худо-бедно, в Харькове издавна существовало несколько противотуберкулезных учреждений. Конечно, их давно пора перенести за черту мегаполиса, как это делается в цивилизованных странах. Понятна логика мэрии, что следует соблюдать закон, по которому подобные заведения не должны финансироваться из средств городской казны. Но тот вариант выхода из ситуации, который сегодня намереваются воплотить в жизнь харьковские градоначальники, проведя реорганизацию противотуберкулезных диспансеров, иначе, как преступлением, не назовешь. Идея «депортировать» в два этапа всех стационарных больных в областные учреждения и создать единый амбулаторный центр для лечения больных в активной форме, но не выделяющих бактерии, приведет к раскручиванию эпидемии. Во-первых, пациенты просто не захотят за свои деньги ежедневно ездить в этот центр получать лекарства. Во-вторых, стационарные больные могут отказаться от перевода в областные учреждения, где условия еще хуже, чем в городских, и отсутствует возможность часто видеться с семьей. В-третьих, хронические больные (и это чиновникам горздрава стоило бы помнить – авт.) должны постоянно пребывать в стационаре. Между тем, уже с марта городские власти из четырех существующих стационаров в городском противотуберкулезном диспансере №1 собираются закрыть три, а из пяти амбулаторных отделений – два. При этом количество стационарных коек уменьшится с 575 до 230, из которых только 80 предназначены для больных в активной форме и 60 коек – для хронических бактериовыделителей. По словам зам. городского головы Игоря Шурмы, к июлю 2009 года будут сокращены и эти 230 коек. Кроме того, отделение туберкулезной хирургии и туберкулеза нервной системы есть в области только в городском диспансере №1. К июлю Шурма обещал убрать и эти 230 коек. Хотя создать эти отделения заново негде и не за что, а ломать, как известно, не строить.

Вместо того, чтобы найти дополнительные 20 млн грн, в мэрии заявляют, что по закону не обязаны содержать этих больных, и, по сути, отпускают их не известно куда. Буква закона вроде бы соблюдается, но, скажите, кому от этого легче? Ведь расстояние от горсовета до областного противотуберкулезного диспансера чуть больше километра, и невольно контактировать с больными вынуждены будут все, включая депутатов и членов их семей. Заметьте, ни в одном другом городе Украины подобного эксперимента никто не проводил, и городские власти решали эту проблему цивилизованно.

На 1 января 2009 года в Харьковской области насчитывается 4728 больных активной формой туберкулеза. Из них приблизительно 1500 – выделяют микробактерии и должны лечиться в стационаре. Из этих полутора тысяч человек – 613 хронически больные, которые обязаны постоянно находиться в стационаре. Из них 298 живут в городе, а 315 – в области. Куда они пойдут, учитывая, что большинство из них уже сейчас отказывается переезжать из города в область, вопрос остается открытым. Да и в областных учреждениях Змиевского, Изюмского, Волчанского районов свободных мест нет, а финансирование остается на прежнем уровне. Им своих бы накормить, не говоря уже об остальных. После сокращения харьковского городского стационара, в областных учреждениях элементарно не хватит мест на всех больных. Минздрав уже выразил обеспокоенность по поводу сокращения противотуберкулезной службы в Харькове. 4 февраля в министерстве будет проведен координационный совет, посвященный этой проблеме.

По словам сопредседателя Харьковской правозащитной группы Евгения Захарова, горздрав предусматривает амбулаторное лечение больных без бактериовыделения и локализует амбулаторные отделения в одном месте – пр. Московский, 197, где на базе городского диспансера на территории 2-й больницы будет создан единый диагностический центр. По мнению правозащитника, его создание не учитывает состояние больных и их возможность ежедневно посещать центр, пользуясь городским транспортом. При этом не исключается вероятность заражения здоровых людей. «Я очень сомневаюсь, что им будет обеспечен контроль за принятием лекарств, учитывая социальный состав туберкулезных больных», – заключает сопредседатель ХПГ. Многие из них просто не будут туда ездить. Ведь в стационарах больных еще и кормили, что для части из них было элементом лечения. Кроме того, уже сегодня из городских диспансеров увольняют персонал. Многие медработники тоже не горят желанием переезжать в отдаленные районы области, а значит мы на десятилетия потеряем профессионалов, способных лечить столь специфическую болезнь.

Есть еще одна проблема, которая не лежит на поверхности. В 7-ом отделении, расположенном на ул. Пирогова, 6, с 2004 года содержатся задержанные МВД и взятые под стражу лица, больные чахоткой. Для них было выделено 4 палаты и 20 коек. МВД вложило немалые средства на реконструкцию и ежегодный ремонт здания. Теперь это отделение закрывается, а сооружение передается в коммунальный фонд города. Непонятно, где теперь областное управление МВД будет содержать задержанных, больных туберкулезом.

Правозащитники утверждают, что действия мэрии грубо нарушают ст. 49 Конституции, в которой четко сказано, что «существующая сеть учреждений здоровья не может быть сокращена». Есть ли выход из сложившейся ситуации? Думаю, да. Единственным возможным вариантом предотвратить непоправимое, может быть передача всех существующих диспансеров на баланс области. Найти дополнительно 20 млн грн в условиях кризиса, конечно, непросто, но расхлебывать последствия массовой эпидемии туберкулеза будет еще дороже. Я уже не говорю о том, что в ст. 3 Конституции Украины четко сказано: «Жизнь и здоровье человека является высшей социальной ценностью».

газета «Главное»
30 января 2009

 Поділитися