Политическое заболевание
Психологи убедительно доказали в середине прошлого столетия, как легко превратить детей двух соперничающих команд в злейших врагов. За считанные дни ребята от всей души друг друга начинают ненавидеть и самозабвенно искать способы «расправы». С политиками ситуация одновременно и похожа, и совсем нет, и дело не только в абсолютно лишней фразе «от всей души». Пощады к соперникам не знают, никакими средствами не брезгуют – всё как у детей. Под вопросом одно - играют ли они сами в команде, или хитро манипулируют игроками, натравливают их друг на друга.
Из-за кризиса людям тяжело, не до сложного выбора. Хотят, чтобы нашли виноватых позлее, и чтобы пообещали спасатели, что вот только надо расправиться с врагами, а потом к спасению обязательно приступим. По установленному принципу, что виноваты не мы, ищут своим командам простые пакеты ответов, т.е. врагов. Чтоб сразу бросались в глаза, кто «наш», а кто нет.
Что всё это эфир, печать, да и сам воздух уже давно отравляет, это, пожалуй, полбеды. Когда вакханалия ненависти переходит все границы, а власть бездействует, ясно, что граждане могут сомневаться, для кого написана их же Конституция, а за границей начинают спрашивать, чего же стоять уверения о преданности демократическим ценностям.
На протяжении года депутат Херсонского городского совета Сергей Кириченко, распространяет смесь истерики, ненависти к политическому оппоненту и разнузданного антисемитизма по СМИ и Интернету.
Трудно не подозревать, что всё это напрямую связано с борьбой за власть и попытками Кириченко настраивать избирателей против политического оппонента. Что усилия его не увенчались успехом, и оппонент снова стал мэром, вряд ли благотворно сказалось на психике, и, возможно, способности политика к рациональному размышлению.
Впрочем, чем обусловлена метаморфоза политика и бывшего, казалось бы, вменяемого, народного депутата, пусть интересуются коллеги по политике и психологи.
Несравненно важнее спросить, как же избранному представителю граждан Украины позволяют фактически беспрепятственно заражать людей своей болезненной ненавистью к целой этнической группе. Не так редко бывает, что знакомые или коллеги вдруг начинают вести себя неадекватно. Некоторое время пытаешься не обращать внимания, но наступает момент, когда терпеть уже не под силу. Полагаю, что-то подобное произошло в Херсоне, ведь бывшие коллеги в большинстве своём порвали с Кириченко отношения и выгнали его из своих рядов.
Но не можем же ограничиться брезгливостью или половинчатыми мерами. Речь идёт о действующем политике, который так или иначе представляет страну и её граждан, в том числе и многих людей, на которых он натравливает других. И что не менее важно, он весьма активно распространяет свою отраву по подконтрольным ему СМИ (в печатном издании «ВІК» и по одноименному радиоканалу, плюс на сайте http://grkontrol.org/jus.html) Отводить глаза и полагать, что всем ясно, что это за омерзительный бред, мы просто не имеем права. Своим маразмом он оскорбляет всех украинцев и позорит страну в демократическом сообществе. И в условиях кризиса, когда человек разнузданно обвиняет представителей одной этнической группы в целенаправленном создании проблемы, и во всех бедах, по его словам, обрушившихся на «славян», возможные последствия настолько предсказуемы, что бездеятельность равноценна преступлению.
Раввин Вольф и возмущенные граждане почти год пытаются довести до власти всю опасность и недопустимость ситуации. Удручающую «хронику отфутболивания» можно прочесть тут. Столько раз за последние несколько лет слышали красивые слова со стороны лидеров страны и начальства разных ведомств. Все единодушно против ксенофобии и антисемитизма, все якобы принимают решительные меры. Создано несколько рабочих групп и специальных отделов, составлено немало красивых документов, а какой толк, если, столкнувшись со значительной проблемой, все ведомства демонстрируют одно только острое желание – свалить на кого-нибудь другого ответственность? Не отрицают проблему. Да, кто же отрицает? Сам правонарушитель во весь голос орёт, одного текста с его высказываниями достаточно, чтобы озаботиться и реагировать, а их накопилось множество.
При такой массе отравляющих веществ, откровенно поражает решение Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания, который в феврале рассмотрел жалобы на антисемитские высказывания г-на Кириченко в эфире телекомпании «ВІК». Нацсовет решил, что телекомпания не несёт ответственность за высказывания в прямом эфире. На этом основании, он отказался применить какие-либо санкции и посоветовал… обратиться в суд. Куда суд нас пошлёт, неизвестно, но ясно ведь, что сложно одному человеку, еврею или нет, доказать в суде то, что нам на самом деле предельно ясно.
А как же иск подать по защите чести, достоинства и деловой репутации, если автор огульно поносит целую этническую группу?
Есть фактически одна статья – 161 – Уголовного кодекса, которая карает за разжигание вражды, но её субъектом являются граждане, физические лица, да и для этого нужно расследовать уголовное дело, которое прокуратура чаще всего не желает вообще возбуждать, или скоро закрывает, поскольку сложно доказать умысел на разжигание вражды.
Логику Нацсовета можно было бы понять, если бы неожиданно так высказался какой-то случайный прохожий, или человек без всякого отношения к этому конкретному СМИ. Но телекомпания фактически находится под контролем политика-антисемита, и высказывания ничем не отличались от сотен других, которые он распространяет в печатном издании «ВІК» и по Интернету. Учитывая всё это, на мой взгляд, было бы уместным хотя бы поднять вопрос об отмене регистрации «ВІК». Надо, правда, отметить, что одна попытка закрыть другую газету, публикующую антисемитские тексты, уже провалилась. .
Есть, кстати, прелюбопытная деталь. Судя по «хронике отфутболивания», Национальная экспертная комиссия по вопросам защиты общественной морали тоже приняла участие в данной саге. «Данная комиссия рассмотрела материалы с цитатами высказываний Кириченко и передала их... снова в прокуратуру Херсонской области». Если это действительно так, то напрашивается, вывод, что представители НЭК считали, что лучше защищать весьма ограниченный круг читателей от «порнографии» в романе Олеся Ульяненко, чем широкую публику от наглого распространения ненависти. Позволю себе с ними не согласиться.
Выходит, защиты никакой нет и никому нет до этого дела? Механизмы крайне несовершенны, но не лучше ли попробовать их применить, чем просто делать вид, что не замечаем? Если наш когда-то вменяемый знакомый ведёт себя совсем не так, мы можем избегать неприятной конфронтации при условии, что никакой опасности он не представляет. А здесь опасность – как для граждан, так и для международной репутации страны налицо и позорная бездеятельность исключается.