В России создадут Министерство правды ?
Президент России Дмитрий Медведев подписал указ "О Комиссии при президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России". Об этомсообщила 19 мая 2009 года пресс-служба Кремля. Историки и правозащитники опасаются, что в стране опять, как во времена засилья КПСС, могут фактически ввести цензуру и снова попытаться скрывать "неудобные" исторические факты.
С текстом указа и положением о Комиссии при Президенте можно познакомиться здесь [1].
В России готовится к принятию законопроект "О противодействии реабилитации на территории независимых государств – бывших республик Союза ССР нацизма, нацистских преступников и их пособников". Предполагается, что наказание по нему как для российских, так и для иностранных граждан будет составлять от 3 до 5 лет.
Получается, что под действие статей уголовного кодекса Президент и его советники захотят "подвести", например, историков, публикующих информацию о массированных ковровых бомбардировках военной авиацией союзников немецкого города Дрездена, в результате которых погибло огромное количество гражданского населения? Или, например, историка, который расскажет о том, что в ходе разгрома немецких частей в Восточной Пруссии советское командование вынуждено было расстреливать за преступления против гражданского населения собственных военнослужащих, так как мародерство и изнасилования достигли угрожающих размеров?
Об этом теперь надо умалчивать? Или врать, что этого не было?
* * *
Историк Арсений Рогинский, председатель правления Международного историко-просветительского и правозащитного общества "Мемориал" так прокомменторовал информацию о создании президентской комиссии:
"Создание этой комиссии меня глубоко тревожит. Уж больно она напоминает Идеологическую комиссию ЦК, печально известную в нашей истории. Мне кажется, это еще один шаг в сторону от свободы. Борьба государства с так называемой фальсификацией в науке - это всегда опасно, это как правило оборачивается борьбой против мнений.
Вспомним роль государства в исторических дискуссиях, в дискуссиях о генетике, кибернетике и т.д. Истина достигается не волевым решением какой-то государственной комиссии, она ищется в свободной дискуссии между профессионалами, между обществами.
Руководитель этой комиссии - Сергей Нарышкин. Он же и руководитель Комиссии по охране гостайны. Эта комиссия занимается в том числе рассекречиванием архивных документов. У нас не рассекречены огромные массивы документов. Вот бы Нарышкин этим занялся. Это был бы существенный вклад в борьбу с возможными фальсификациями..."
* * *
Исполнительный директор Общероссийского движения "За права человека" Лев Пономарёв считает опубликованный сегодня президентский Указ №549 "О Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России" – тоталитарным по своей сущности.
"...Цель такого указа – регулирования области, которую обычно решаются контролировать тоталитарные режимы. "Защита" истории означает, что подразумевается некий канон, отступление от которого – нарушает законы, некий новый "Краткий курс"»...
Новосоздаваемая Комиссия носит вызывающе откровенное название, вызывающее в памяти грозное "Минправды" из романа "1984 год" Орвелла. Ирония заключается и в том, что указ не запрещает фальсификацию "в интересах России"...
Подлинная история страны – это результат свободной работы ученых и свободного осмысления происходящего самим народом. Только тоталитарное и деспотическое государство решается устанавливать общеобязательную трактовку исторических событий.
Указ № 540 впервые с 1990 года официально вводит цензуру, цензуру в области гуманитарных знаний, что уже само по себе антиконституционно. Но при этом указ предусматривает принуждение к взглядам или к отказу от них. Все это – нарушает статью 29 Конституции РФ. Указ также нарушает и принцип свободы творчества (ст. 44 Конституции РФ) и фактически формирует государственную идеологию, что противоречит ст. 13 Конституции. Фактически Указ написан в защиту сталинской политики и просталинской исторической мифологии.
Надеюсь, что пусть и парадоксальным образом, но этот Указ объединит не только историков-профессионалов различных убеждений, но и гражданское общество, самые различные идеологические направления, для которых неприемлема сама идея казенной идеологии и идеологической цензуры".
* * *
Публицист Борис Долгин так оценил [3] стремление к государственной монополии на исторические знания:
"...Необходимо не вечное «разоблачение фальсификаций», а согласование образов прошлого, так чтобы при всем различии они позволяли сформировать неконфронтационные идентичности в новых независимых государствах. Идентичности, базирующиеся на ценности человека. А отсюда – отмена социального заказа на производство исторических трудов и публикаций с заранее заготовленными выводами...
Кроме заведомой неэффективности казенного «антифашизма», у него есть еще один аспект: до тех пор, пока в милицейских сводках можно будет прочитать о разогнанных антифашистах, попытавшихся противостоять реальным наци, любые инициативы власти по борьбе с героизацией нацистских преступников будут выглядеть политическим лицемерием..."