MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

«Мемориал» и EHRAC опробовали новый метод работы. В результате освобождены трое похищенных

16.10.2009   
С 2000 года в рамках совместного проекта ПЦ «Мемориал» и Европейского центра защиты прав человека (EHRAC) юристы подали более 80 жалоб в Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ) по случаям исчезновений и убийств людей на Северном Кавказе.

С 2000 года в рамках совместного проекта ПЦ «Мемориал» и Европейского центра защиты прав человека (EHRAC) юристы подали более 80 жалоб в Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ) по случаям исчезновений и убийств людей на Северном Кавказе. Большинство из них касалось событий, происшедших за несколько лет до подачи жалобы. Речь шла, в основном, о нерасследовании российскими властями серьезных преступлений, совершенных представителями силовых структур. Во всех решениях, касающихся случаев исчезновения людей в Чечне, ЕСПЧ приходил к выводу, что эти люди, скорее всего, после задержания были убиты силовиками. Нужно отметить, что количество подобных преступлений из года в год неуклонно уменьшалось до конца 2008 года. Текущий год ознаменовался всплеском похищений и убийств людей.

В связи с этим с середины 2009 года проект «Мемориала» и EHRAC изменил практику подачи жалоб в ЕСПЧ по поводу похищений людей на Северном Кавказе. Теперь жалоба направляется в первые дни после похищения человека, когда высока вероятность того, что задержанный еще жив. У нового подхода в подобных делах две основные цели:

1) довести до властей информацию о том, что по факту похищения человека подана жалоба в ЕСПЧ. Это должно мотивировать власти эффективно проводить расследование или, в случае причастности представителей силовых структур к похищениям, – освобождать похищенных;

2) получить доказательства похищения и возможной причастности представителей силовых структур к похищениям «по горячим следам» (что зачастую невозможно при ведении дел годичной и более давности).

Так, с июня 2009 года проект подал в ЕСПЧ шесть жалоб и запросов о применении срочных мер в рамках Правил 39-41 Регламента ЕСПЧ, чтобы предотвратить бесследное исчезновение или убийство следующих похищенных  лиц:

1. Рустам Кагиров похищен вооруженными людьми (обстоятельства похищения указывают на причастность к совершению преступления сотрудников государственных силовых структур) 17 мая 2009 года на улице рядом со своим домом в Ачхой-Мартановском районе Чечни; по факту похищения органы прокуратуры возбудили уголовное дело; жалоба в ЕСПЧ подана 8 июля 2009 года.

2. Апти Шамсаев похищен вооруженными людьми (обстоятельства похищения указывают на причастность к совершению преступления сотрудников государственных силовых структур) 25 мая 2009 года из своего дома в Урус-Мартановском районе Чечни; по факту похищения органы прокуратуры возбудили уголовное дело; жалоба в ЕСПЧ подана 10 июня 2009 года.

3. Расамбек Тельхигов похищен вооруженными людьми (обстоятельства похищения указывают на причастность к совершению преступления сотрудников государственных силовых структур) 4 июня 2009 года из своего дома в Урус-Мартановском районе Чечни; по факту похищения органы прокуратуры возбудили уголовное дело; жалоба в ЕСПЧ подана 25 июня 2009 года.

4. Апти Зайналов похищен неизвестными людьми (обстоятельства похищения указывают на причастность к совершению преступления сотрудников государственных силовых структур) 26 июня 2009 года в г.Грозный Чеченской Республики. Позже его видели избитым в районной больнице Чечни в окружении охранявших его вооруженных лиц; по факту похищения органы прокуратуры возбудили уголовное дело; жалоба в ЕСПЧ подана 15 июля 2009 года.

5. Сиражудин Шафиев похищен вооруженными людьми (обстоятельства похищения указывают на причастность к совершению преступления сотрудников государственных силовых структур). 8 сентября 2009 года они перегородили дорогу и блокировали автомобиль Шафиева недалеко от его дома в г.Дербент Республики Дагестан; по факту похищения органы прокуратуры возбудили уголовное дело; жалоба в ЕСПЧ подана 14 сентября 2009 года;

6. Зелимхан Габаров похищен вооруженными людьми (обстоятельства похищения указывают на причастность к совершению преступления сотрудников государственных силовых структур) 25 сентября 2009 года из своего дома в г.Урус-Мартан Чеченской Республики; жалоба в ЕСПЧ подана 30 сентября 2009.

Более подробно о данных похищениях см. в приложениях.

На все указанные жалобы ЕСПЧ оперативно отреагировал и направил запросы органам государственной власти России. По одному из дел ожидается решение ЕСПЧ о применении Правила 39* в отношении похищенного; по двум другим делам Суд отказал в принятии Правила 39, однако решил рассмотреть дело в приоритетном порядке; Шамсаев, Тельхигов и Габаров были освобождены похитителями и возвращены домой. Первый был освобожден через 52 дня после похищения (16 июля), второй – через 42 (16 июля), а третий – через 8 дней (3 октября).

Таким образом, в трех из шести дел, т.е. в 50 % случаев, эффективность новой стратегии проекта доказана освобождением похищенных. Кроме того, ЕСПЧ рассмотрел и продолжает рассматривать подобные жалобы в приоритетном порядке, что также можно расценивать как положительный результат стратегии.

В Правилах 39-41 Регламента ЕСПЧ предусмотрены следующие меры. Суд может просить власти принять срочные временные меры, направленные на то, чтобы заявителю не был нанесен непоправимый ущерб. Например, ЕСПЧ может попросить власти временно не депортировать человека до вынесения решения по его делу. В случае с похищениями, если они были совершены недавно, различные организации (например, ПЦ «Мемориал») могут попросить ЕСПЧ срочно сообщить о жалобе властям и потребовать от них срочных мер по расследованию происшедшего, чтобы была возможность найти человека живым. Речь идет еще не о признании нарушения Конвенции со стороны государства, а о временных мерах, чтобы найти и спасти человека.

 

16 октября 2009 г.

 Поділитися