Закрытая зона?
В ночь с 22 на 23 июля в Брянске с поезда № 42, следовавшего в Москву, российские пограничники сняли и спровадили обратно в Украину Василя Овсиенко, координатора программ Харьковской правозащитной группы, бывшего узника совести, отсидевшего в советских лагерях и тюрьмах более 13 лет. Его фамилия оказалась в списке лиц, въезд которым в Российскую Федерацию запрещён.
В. Овсиенко ехал в деревню Кучино Пермской области в Музей истории политических репрессий и тоталитаризма, который с 1995 года действует на территории колонии особого и строгого режима ВС-389/36. Там Овсиенко находился в 1981–87 гг., там погиб Василь Стус, там отбывали наказание Олекса Тихий, Юрий Литвин, Валерий Марченко, Левко Лукьяненко, Михайло Горынь, Иван Кандыба, Иван Сокульский, Иван Гель и другие украинские правозащитники.
В музее, который теперь называют «Пермь-36», Овсиенко бывал неоднократно (последний раз – в 2005 году), он член Совета Музея. На этот раз директор Виктор Александрович Шмыров пригласил В. Овсиенко для участия в Международном гражданском форуме «Пилорама-2010» (сцена для выступлений деятелей культуры размещена прямо в зоне на пилораме – поэтому такое название). Овсиенко собирался принять участие в дискуссиях «Распад СССР. Плюсы и минусы», «Трагедия русской деревни», «Незавершенная история», «Какая нам нужна правозащита?», «Мир несвободы и культура», вёз для Музея книги бывших узников Кучино, рушник, чтоб повязать его на крест, стоящий над могилами заключённых.
Вполне вероятно, что российские спецслужбы отслеживают публикации украинских правозащитников и находят в них нежелательные для путинской «демократии» вещи, например, в статье «Актуальні цитати».
О музее «Пермь-36» см. статью Василя Овсиенко «Музей у Кучино – совість Росії».