Луганское отделение Комитета избирателей Украины о недостатках избирательного закона
Один из выводов Луганского областного отделения Комитета избирателей Украины (ЛОО КИУ) по окончанию подсчета голосов: попытка ввести для муниципальных выборов смешанную систему в нынешнем виде оказалась неудачной. Об этом свидетельствуют результаты голосования в Луганской области.
Сразу после окончания подсчета голосов на избирательных участках Северодонецка в ЛОО КИУ стали обращаться бывшие кандидаты, высказывавшие сомнения, что при голосовании была использована какая-то новая технология фальсификаций. Об этом же говорят и участники северодонецких форумов, обсуждающие результаты выборов.
Такие подозрения субъектов выборов и неравнодушной общественности вызваны таким фактом: во всех 25 северодонецких мажоритарных округах по выборам депутатов горсовета победили представители Партии регионов с достаточно близкими результатами – от 45 до 55%. При этом некоторые кандидаты-регионалы действительно проводили активную агитационную кампанию, другие же не появлялись на избирательном округе ни разу. Об одних кандидатах избиратели хорошо знали еще до выборов, о существовании других впервые узнали из бюллетеней для голосования. Тем не менее, конечный результат от этих обстоятельств, как оказалось, не зависел, и победа на выборах была обеспечена уже самим фактом выдвижения от Партии регионов.
Аналогичное происходило и в других городах: в горсоветы Лисичанска, Рубежного, Кременной не избрано ни одного депутата-мажоритарщика, выдвинутого какой-либо другой политической партией, а не ПР. По предварительной информации, обнародованной пресс-службой Партии регионов, в облсовет по мажоритарным округам будет избрано 60 их выдвиженцев из 61 зарегистрированного, в Луганский горсовет – 37 из 38.
По оценке ЛОО КИУ, подобное произошло не в результате применения новых, ранее неизвестных технологий фальсификаций выборов, а в результате использования на местном уровне смешанной системы голосования. Причем подобного вряд ли ожидали большинство аналитиков. Ведь примененная в этом году на местных выборах система голосования аналогична смешанной системе, применявшейся во время выборов народных депутатов в 1998 и 2002 годах. Тогда избиратели тоже голосовали как за партийные списки, так и за конкретных кандидатов, баллотирующихся в одномандатных округах. Причем, тогда обычными были случаи, когда избиратель голосовал за кандидата-мажоритарщика, который был беспартийным самовыдвиженцем, или даже выдвиженцев другой партии, чем та, за которую он голосовал в многомандатном округе.
В этом году голосование происходило совсем по-другому, большинство избирателей при голосовании руководствовались не личностью кандидата (большинство кандидатов избиратели элементарно не знали), а названием партии, его выдвинувшего. В результате кандидаты, баллотирующиеся в мажоритарных округах Луганщины, в большинстве случаев получали примерно столько же голосов, сколько получил список партии, их выдвинувшей. Партия регионов имела на избирательных участках в Северодонецке 50–55% голосов, близкие к этому результаты показали ВСЕ (!) кандидаты-мажоритарщики от этой партии. И ВСЕ (!) они избраны, у выдвиженцев других партий не было никаких шансов. Оказалось, что для этого не надо было применять какие-то фальсификации, достаточно было процедуры, установленной неудачным законом.
В ЛОО КИУ считают, что недостатки избирательного закона, по которому состоялись выборы 31 октября 2010 года, привели к сокращению в Украине уровня демократии. Ведь основой демократического устройства государства является политическое многообразие, которое должно реализовываться не в форме академической деятельности или полузакрытых маргинализованных сообществ, а виде участия различных политических формирований в представительских органах власти и местного самоуправления. Пропорциональная система выборов обеспечивает такое присутствие по крайней мере для самых многочисленных миноритарных групп общества – пропорционально их численности. Примененный в этом году же вариант смешанной системы местных выборов, при наличии в регионе доминирующей политической силы, привел к тому, что представительство в местных советах оппозиционных партий сократится вдвое – они попадут туда только по партийным спискам. В то время как мажоритарные избирательные округа стали, по сути, средством делегирования в советы депутатов конференциями местных организаций Партии регионов.