MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

Особенности «национальной охоты» на иностранцев по-харьковски

06.11.2011   
Юрий Чумак
Какое странное совпадение: этнический профайлинг используют как местные милиционеры, так и хулиганы!

2 года назад, еще работая помощником министра МВД по правам человека в Харьковской области, мне довелось встретиться с А.– студентом из Марокко. Встретиться при довольно обычных, как для харьковской действительности, обстоятельствах: на улице его остановили для проверки документов сотрудники патрульно-постовой службы милиции, потому что он, по их словам, «на русского не похож».

Однако, согласно ч. 2 ст. 11 Закона Украины «О милиции», ее сотрудникам предоставлено право проверять у граждан документы, которые подтверждают личность, только «при підозрі у вчиненні правопорушень». Пришлось объяснять доблестным стражам порядка (замечу – не ПРАВОпорядка, а такого порядка, по которому милиции удобней работать), что только непохожесть человека на русского либо украинца никак не является основанием подозревать его в совершении правонарушения.

Тогда милиционеры, хоть и отпустили А., но долго возмущались, говорили, что их учат выявлять незаконных мигрантов именно путем поголовной проверки документов у всех иностранцев. А иначе, мол, показатели выполнить никак не удастся. Будучи помощником министра, я не стал вдаваться с ППС-никами в долгую дискуссию относительно того, что борьба с незаконной миграцией – вообще не их профиль, и что соблюдение прав человека – гораздо важнее, чем пресловутые показатели. Боюсь, что они бы меня тогда не поняли. Уверен – не поняли бы и сейчас.

Как не понимают этого и сегодня милицейские чины гораздо более высоких рангов и званий, убежденные в том, что чуть ли не все иностранцы – потенциальные преступники и правонарушители, и лишний раз их «тряхнуть» никогда не помешает. Ведь, по убеждению многих милицейских начальников, в деле «святой» борьбы за показатели (а нередко – и за денежные знаки, которые после «остановок по требованию» зачастую перекочевывают из кошельков иностранцев в карманы милиционеров), «лишних» раз быть не может.

На днях я снова повстречал А. Он обрадовался мне, как старому знакомому. Но, когда я спросил его на тему того, кому из иностранцев жить в Харькове хорошо, А. заметно погрустнел.

И рассказал о том, что за последнее время ситуация заметно осложнилась. С одной стороны, и раньше приходилось встречаться с хулиганствующей, часто подвыпившей молодежью, часть которой считает за правило прицепиться к иностранцу, если тот обладает характерной «неславянской» внешностью (какое странное совпадение: этнический профайлинг используют как милиционеры, так и хулиганы!). Так, в апреле 2011 года на той же улице Пушкинской, возле кафе «Лагуна», группа подростков, которые пили алкогольные напитки просто «из горла», оскорбляли А., называли его, простите, «черной ж…».

Активизировались и неонацисты, их нападения на иностранцев в Харькове, к сожалению, происходят регулярно. По словам А., молодые люди в высоких ботинках и камуфляжных штанах неоднократно подходили к нему, просили закурить, пытаясь разговорить, – такова их методика 100-процентного выявления «чужаков»: мол, внешность может быть обманчивой, но акцент явно выдаст иностранца. Уже определив в А. такового, скины провоцировали его, показывали ему «факи», угрожали. Происходило это в довольно людных местах, иногда даже – в метро, поэтому открыто нападать скинхеды так и не решались.

Но знакомому А. весной текущего года повезло меньше. Марокканец с девушкой прогуливался возле торгового центра «Караван», что расположен недалеко от станции метро «Героев труда». На него напали 3 неонациста, завязалась драка. Девушка стала кричать и звать на помощь. Показательно, что за иностранца заступились местные жители, и прогнали камуфлированных бойцов с позором.

Но в милицию по данному факту никто так и не обратился. «Потому что иностранцы предпочитают с харьковской милицией не связываться, ведь может выйти еще хуже», – печально заметил А.

И поведал о том, как милиция организовывает настоящую ловлю иностранных студентов в моменты, когда те наиболее уязвимы. Каждый год в сентябре, когда студенты из других стран приезжают на учебу в Харьков, они сдают в ВУЗах свои паспорта на регистрацию. И именно в это время милиционеры чрезвычайно активизируются: зная, что у иностранцев день – два не будет паспорта, они буквально пасут их на каждом углу, останавливают, проверяют документы и… По словам А., либо «сбивают» энную сумму, либо задерживают несчастных «незаконных мигрантов».

Учитывая, что регистрацию студенты-иностранцы, как правило, оформляют на полгода – год (ни у кого же нет гарантий успешной сдачи сессии), через полгода милицейская «охота» возле ВУЗов и студенческих общежитий повторяется.

Интересно, что, как утверждает А., ни в Днепропетровске, ни в Донецке, ни в Киеве милиция себя так не ведет, иностранцев беспричинно не останавливает. «В столице Украины к милиционеру можно спокойно подойти, спросить, как пройти куда-нибудь, и мне все расскажут, подскажут, «с добрым лицом», – уверяет А.– «Но в Харькове иностранцы милицию боятся и обходят ее десятой дорогой».

Правда, по словам А., в 2005–2007-м годах харьковские милиционеры в отношении иностранных граждан еще более свирепствовали, а в 2008–2009-м наступило относительное затишье. Сейчас же все возвратилось к худшим временам, и полагаться на милицию в деле защиты от хулиганов и скинхедов, по его мнению, не имеет смысла. Нужно искать защиты от самой милиции. Только вот где?! – вопрошает А.

Будем надеяться, что вопрос этот – не риторический.

 Поділитися