MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

Комитет министров Совета Европы рассмотрит неисполнение Россией решений Европейского суда по массовой гибели людей в ходе бомбардировки Катыр-Юрта (Чечня)

10.08.2012    джерело: www.memo.ru
Суд указал, что власти России должны выплатить заявителям компенсацию, а также обеспечить эффективное расследование преступления. Однако российские власти, систематически не исполняющие решения суда в полном объеме, до сих пор не нашли и не привлекли преступников к ответственности.

1 августа 2012 года Правозащитный центр «Мемориал» (Москва) и Европейский центр защиты прав человека (EHRAC, Лондон) обратились в Комитет министров Совета Европы, призывая Комитет применить процедуру возвращения в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) дела о массовой гибели людей в ходе бомбардировки чеченского села Катыр-Юрт, согласно статье 46.4 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Заседание Комитета министров по этому вопросу состоится в Страсбурге 24–26 сентября 2012 года.

По делам, касающимся массовой гибели мирных жителей в ходе бомбардировки Катыр-Юрта в феврале 2000 года*, ЕСПЧ вынес уже два решения – в 2005 и 2010 годах. Речь идет о делах «Исаева против России» (№ 7950/00, решение вынесено 24 февраля 2005 года) и «Абуева и другие против России» (№ 27065/05, решение от 2 декабря 2010 года).

В постановлениях суд признал российские власти ответственными за массовую гибель людей в ходе бомбардировки села. У Зары Исаевой тогда погибло четверо родственников, в том числе трое несовершеннолетних. Заявители по делу «Абуева и другие против России» потеряли 24 родственника, 16 было ранено.

В обоих делах ЕСПЧ установил нарушение статьи 2 (право на жизнь) Конвенции в материальном (защита жизни) и в процессуальном аспектах (проведение эффективного расследования преступлений). Суд также установил отсутствие эффективного средства правовой защиты (статья 13), поскольку не было проведено эффективного расследования событий февраля 2000 года в селе Катыр-Юрт.

Суд указал, что власти России должны выплатить заявителям компенсацию, а также обеспечить эффективное расследование преступления.

Однако российские власти, систематически не исполняющие решения суда в полном объеме (обычно они ограничиваются только выплатой компенсации), до сих пор не нашли и не привлекли преступников к ответственности, несмотря на контроль исполнения постановления ЕСПЧ по делу Исаевой со стороны Комитета министров с 2006 года. В связи с неисполнением решений суда, «Мемориал» и ECHRAC были вынуждены направить обращение в Комитет министров, воспользовавшись механизмом, введенным в статью 46 Конвенции 14-м Дополнительным Протоколом в 2010 году. В соответствии с новым правилом, в случае, если государство не исполнило постановление ЕСПЧ, Комитет министров, изучив ситуацию с неисполнением, имеет право большинством в 2/3 голосов вернуть дело в ЕСПЧ на новое разбирательство – на этот раз по вопросу злостного неисполнения первоначального постановления.

Если Комитет министров примет решение о возвращении дела в ЕСПЧ, Суд сможет вынести новое постановление, признав Российскую Федерацию ответственной за нарушение статьи 46 Конвенции, и обязать власти РФ предпринять конкретные шаги по исполнению решения ЕСПЧ.

Проблема неисполнения решений ЕСПЧ особенно актуальна в связи с делами о преступлениях, совершенных сотрудниками силовых структур на Северном Кавказе в 2000–2003 годах (похищения, насильственные исчезновения, внесудебные казни, пытки), поскольку, в соответствии с Уголовным кодексом РФ, срок давности по ним истекает через 10–15 лет, то есть в2013–2018 годах. Если решения ЕСПЧ не будут исполнены в ближайшее время, некоторые заявители потеряют надежду на восстановление справедливости в отношении своих близких.

Подробно о делах Исаевой и Абуевой см. на сайте ПЦ «Мемориал»:

«Абуева и другие против России»;

«Исаева против России».

Еще осенью 1999 года село Катыр-Юрт было объявлено «зоной безопасности».

4 февраля 2000 года в село вошла большая группа чеченских боевиков. Жители не были уведомлены о возможном вторжении вооруженных боевиков, а также о готовящейся военной операции по ликвидации боевиков, несмотря на то, что эти сведения были доступны российскому военному командованию. Не создав предварительно безопасные коридоры для выхода местных жителей, российские власти начали военную операцию по уничтожению боевиков, наносили ракетно-бомбовые удары. Обе дороги, ведущие из Катыр-Юрта, контролировались военными блокпостами, причем один из блокпостов был закрыт для выхода жителей. Таким образом, эвакуация местных жителей была сильно затруднена. Обстрел Катыр-Юрта продолжался до 7 февраля.

Руководили группировкой, планировали и осуществляли операцию генералы Владимир Шаманов и Яков Недобитко.

10 августа 2012 г.

 Поділитися