• Рубрики / Катування та жорстоке поводження
• Рубрики / Практика правозахисту
• Дослідження / Запобігання катуванням та жорстокому поводженню
Адвокатская победа: закрытие уголовного дела по реабилитирующему обстоятельству, что в Украине практически тождественно оправдательному приговору (+документ)
Не могу удержаться от комментария к успеху нашего адвоката Марии Каминской, которая добилась вынесения органами следствия постановления о прекращении уголовного дела по реабилитирующему обстоятельству – отсутствию состава преступления.
Вопрос не только в том, что Мария достигла этого результата, а в том, следствием какого труда является этот результат.
Почти четыре года работы – это только поверхностная характеристика.
Кроме «основного» уголовного дела было два иска на незаконные действия и решение об админправонарушении и, соответственно, два производста в админсудах первой и апелляционной инстанций, признание админзадержания незаконным, признание доказательств, полученных незаконным путем, несколько жалоб в органы прокуратуры на действия (бездействие) следственных органов, в том числе в Генеральную прокуратуру Украины, среди которых и заявления о преступлениях, совершенных сотрудниками правоохранительных органов (служебный подлог).
В самом уголовном деле проведено тщательное адвокатское расследование, выяснены действительные обстоятельства утверждаемых преступлений, найдены потенциальные свидетели, выявлены множественные нарушения органов дознания и следствия и собраны доказательства в их подтверждение, подготовлены и сделаны десятки запросов и ходатайств, подготовлены и эффективно проведены допросы, в том числе псевдопокупателя и нескольких работников милиции, которые под перекрестным допросом адвоката дали показания против обвинения.
Особо хочется отметить то, что на момент вступления в дело Мария даже не имела свидетельства адвоката, но смогла добиться от милиции доказательств, которые, в конечном счете, и развалили уголовное дело, что зачастую не удается адвокатам с большим опытом работы.
К моменту допуска Марии в дело в качестве защитника клиент уже дал признательные показания и у него были изъяты вещественные доказательства совершения им сбыта наркотических средств. В то время ни один специалист в области уголовного права не поверил бы, что с такой позиции можно добиться освобождения клиента от уголовной ответственности по реабилитирующим обстоятельствам.
Но Мария, не связывая себя стереотипами, выбрала стратегию защиты, состоящую в полном отрицании совершения клиентом преступления, и смогла её реализовать. Она провела четкую линию на то, что в первые два дня содержания клиента в райотделе на него оказывалось давление с целью получить признание, аргументируя это отсутствием пищи и условий для сна, запретом на содержание задержанного в райотделе, а также отсутствием каких-либо процессуальных действий с ним в течение этого времени.
Можно сказать, что это – модельное (образцово-показательное) дело по ведению защиты в уголовном процессе.
Мария, которая стала адвокатом уже в ходе производства по делу, даже вынудила районные отделы милиции г. Львова привести в соответствие законодательству делопроизводство по делам об админправонарушениях. После того, как Мария «поймала» райотдел на подлоге при регистрации протоколов об административных нарушениях (задержаниях), райотделы стали применять номерные бланки протоколов, которые являются документами строгого учета. Теперь у стражей порядка отпала охота проводить манипуляции с бланками протоколов старого образца.
По большому счету, Мария значительно подняла статус не только свой личный, как адвоката, но и адвокатской профессии в целом – во всяком случае, во Львовском регионе.
Вряд ли кто-то из правоохранителей или судей теперь будет утверждать, что адвокат – это нечто выполняющее роль декорации в уголовном процессе.