MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

Мирный план Порошенко: ожидания и риски

26.06.2014   
Игорь Соломадин
Если судить не только с военно-тактических, но и с гуманитарно-политических и правовых позиций, то мирный план Порошенко, безусловно, необходим.

Мирный план Президента Украины по урегулированию ситуации в восточных регионах  Украины начал действовать с 22:00 20 июня и продлится до 22:00 27 июня 2014 года.

Едва появившись, этот план вызвал шквал критики. Российская сторона назвала его не иначе, как «ультиматумом», адресованным руководству самопровозглашенных донбасских «республик».  И, по странному совпадению (?), Президент РФ  внезапно приказал привести в полную боевую готовность войска Центрального военного округа России для комплексной проверки боеготовности, которая должна пройти с 21 по 28 июня.  Центральный военный округ объединяет военные части, дислоцированные в Поволжье, на Урале, в Сибири, штаб-квартира – в Екатеринбурге. Это далеко не только от Украины, но и от Москвы, но именно этот регион – главная ресурсная база вооруженных сил России.

В Украине план Порошенко начали атаковать наши «голуби» и «ястребы», хотя, конечно, это деление чисто условное и не более чем привычный маркер – все единодушно заявляют, что хотят мира. Но способы достижения мира видят по-разному. «Голуби», поддерживая на словах мирный план Президента,   продолжают твердить мантру о том, что необходимо прекратить военные действия, обращаясь при этом, в духе «капитана Очевидность», к украинским властям. Но, почему-то, они не адресуют свои призывы к тем, кто ведет огонь с другой стороны.

«Ястребы» критикуют мирный план с военно-тактической точки зрения – пауза в проведении АТО, по их мнению, приведет к наращиванию сил боевиков, к усилению и укреплению их позиций. Боевики не собираются выполнять этот план, о чем, кстати, свидетельствует целый ряд нападений на украинские военные части, последовавшие уже после 22 часов 20 июня. И план этот выгоден врагу, утверждают они,  но никак не Украине. Что ж, такая опасность, конечно, имеется.

Однако, если судить не только с военно-тактических, но и с гуманитарно-политических и правовых позиций, то мирный план Порошенко, безусловно, необходим.

Во-первых, это выполнение предвыборных обещаний – многие потому и голосовали за Петра Порошенко, поскольку видят в нем, прежде всего, трезвомыслящего политика, способного достичь мира в Украине.

Во-вторых, непонятно, какая альтернатива может быть предложена этому мирному плану? Всеобщая мобилизация, введение военного положения, разрыв экономических и дипломатических отношений, жесткое блокирование границ, т.е., создание ситуации полномасштабной войны? Но готова ли Украина с ее нынешними ресурсами и состоянием ее вооруженных сил к такому развитию ситуации? Очевидно, что нет. Но дело даже не в этом.

Выдвигая мирный план, который, как мы знаем, имеет четко оговоренные сроки и условия, Президент Украины показывает Европе и миру готовность и решительность действовать именно в правовом поле. Это очень важный мессидж, демонстрирующий, что «украинский кризис» это  не столько конфликт между Украиной и руководством РФ, сколько столкновение двух разных способов ведения международных отношений – правового и военно-силового. Украинский Президент, заявив о своей готовности подписать экономическую часть соглашения об ассоциации с ЕС, выбрал и соответствующий европейским правовым нормам способ урегулирования.

Первые три пункта плана предусматривают:

1. Гарантии безопасности для всех участников переговоров.

2. Освобождение от уголовной ответственности тех, кто сложил оружие и не совершил тяжких преступлений.

3. Освобождение заложников.

Пока что оружие не сложило ни одно из незаконных вооруженных формирований. Но даже одностороннее прекращение огня, эта вынужденная пауза,  при жестком удержании своих оборонительных позиций, создает новую, проблемную для террористов ситуацию, которую известный украинский литератор-переводчик Завен Баблоян остроумно назвал «дефицит войны». Им теперь не с кем воевать – приходится имитировать войну, устраивать маскарад. А это обнажает истинные цели организаторов этой войны, разоблачает их в глазах мирового сообщества, создает дополнительный гуманитарный и дипломатический эффект в пользу Украины.

С 15 по 22 июня из плена террористов освобождено 10 украинских военнослужащих. Десятки, если не сотни, остаются в заложниках. Тысячи беженцев покидают свои дома в зоне боевых действий.

Многие правозащитники и общественные деятели России призывают к прекращению кровопролития в Украине – Валерия Новодворская, Лия Ахеджакова, Юрий Шевчук… Известный российский актер и общественный деятель Олег Басилашвили  говорит: «Надо прекратить эту бойню. На месте повстанцев я бы вышел на высокий холм, взял бы в руки оружие, положил его на землю и закричал: "Братцы, все! Мы прекращаем стрельбу. Прекращайте и вы тоже. Давайте сядем, поговорим…". А умение нажимать на гашетку и испытывать сексуальное удовлетворение от того, что ты убил человека – это, знаете ли, не геройство, а преступление. Я сам был беженцем, и помню, как мы бежали из Москвы в декабре 1941-го. Помню, как это тяжело и страшно. Зачем сейчас-то людей мучить? Там хоть, по крайней мере, наш народ сражался против фашизма, порабощения немцами нас, русских и советских людей. А сейчас-то против чего они сражаются? И кто им помогает?..»

23 июня начала свою работу трехсторонняя контактная группа по реализации мирного плана Порошенко, в которой Украину представляет Леонид Кучма, Россию посол РФ в Украине Михаил Зурабов, а ОБСЕ специальный представитель действующего главы ОБСЕ Хайди Тельявини. Трудно сказать, каким будет результат работы этой группы, ведь успех переговорного процесса зависит от заинтересованности и доброй воли всех участников.

Евросоюз ожидает от России до пятницы, 27 июня, реальных действий по поддержке мирного плана Порошенко, иначе буду санкции – об этом заявил министр иностранных дел Великобритании Уильям Хейг.

План Порошенко предусматривает также реконструкцию  и развитие инфраструктуры на Донбассе при поддержке  ЕС,  предоставление больших прав органам местной власти, перспективу экономического развития региона, создание благоприятного  инвестиционного климата  и создание новых рабочих мест на основе европейского экономического сотрудничества.

27 июня Президент подпишет экономическую часть соглашения с ЕС. И, думаю, это создаст новую ситуацию в треугольнике отношений Украина –Европа – Россия. Украина, как ассоциированный член ЕС, может рассчитывать на более активную и действенную поддержку Запада, частью которого она постепенно становится. Мирный план Президента – шаг, безусловно, рискованный. Но он того стоит.

 

 Поділитися