MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

Путинские агенты влияния, или Пятая колонна Европы. Открытое письмо Виму Вендерсу

02.01.2015   
Владимир Яськов, русский писатель и украинский гражданин, Харьков
Ответ одному из подписантов открытого письма, появившегося в немецкой газете Die Zeit, которая «опубликовала, — сообщается на сайте Deutsche Welle, — призыв известных представителей немецкой общественности не допустить новой крупномасштабной войны в Европе».

18-го декабря перед своим электоратом выступил один из самых одиозных диктаторов современности, президент России Владимир Путин. В своей речи он уделил немалое внимание российской «пятой колонне», то есть иностранным агентам влияния, предателям, действующим в интересах врагов России.

Ничего нового кремлёвский альфа-самец не сказал: его паранойя давно стала притчей во языцех. Гораздо любопытнее другое медиа-событие, имевшее место в Германии, всё ещё топчущейся перед выбором: помогать защищаться Украине — или в ужасе наблюдать за тем, что творит Россия, со стороны. Речь идёт об открытом письме, появившемся за две недели до выступления Путина в немецкой газете Die Zeit, которая «опубликовала, — сообщается на сайте Deutsche Welle, — призыв известных представителей немецкой общественности не допустить новой крупномасштабной войны в Европе». Что же это за призыв, претенциозно озаглавленный его авторами «Новая война в Европе? Не от нашего имени!»?
Истина конкретна, говорил Гегель. Это значит, что иногда благонамеренные призывы к миру могут звучать кощунственно и человеконенавистнически. Господин Вендерс, я обращаюсь к Вам потому, что из всех, подписавших это ужасное письмо, Вы единственный, кого я, можно сказать, знаю: такова великая сила искусства — знакомить творца с публикой. Никогда не забуду то головокружительное ощущение, которое испытал, когда смотрел Ваш фильм «Алиса в городах». Это ощущение не потускнело до сих пор; на мой вкус, эта камерная медитативная драма — шедевр, навсегда вошедший в историю мирового кино и остающийся актуальным для любых времён. Эта картина жива — и останется такой! — потому что обращается к самому главному в душе любого человека — к состраданию.

И этого сострадания нет в письме, которое Вы подписали! Там есть всё что угодно: чрезвычайно глубокомысленные утверждения, что мир — это хорошо, а война — плохо; нескрываемая тревога о вашем (европейском, немецком и, по-видимому, Вашем личном) благополучии и безопасности; страх перед Путиным; недовольство госпожой Меркель, недостаточно чуткой к недовольству России (которая недовольна всем и всегда: такова её природа) и многое другое… Там нет только одного: жалости к тем мирным людям, которых вот уже более полугода уничтожают российская регулярная армия и диверсионно-разведывательные спецподразделения вкупе с наёмниками, формально «независимыми» в своих действиях, но снабжаемыми и руководимыми из Кремля.
Письмо, которое Вы подписали, удивительно поверхностно и преисполнено общих мест; бросается в глаза: тот, кто его писал, привык к безответственному многословию — тому, что у Вас в Германии называется «бла-бла-бла».

Вы пишете (цитирую): «Никто не хочет войны. Но Северная Америка, Европейский Союз и Россия сделают ее неизбежной, если они, в конце концов, не прервут зловещую спираль угроз и ответных запугиваний». Но простите, если Северная Америка, Европейский Союз и Россия сообща упорно затягивают зловещую спираль угроз и запугиваний, то кто же тогда эти никто, которые не хотят войны? Где искать этих голубей мира? В Азии, Африке, Латинской Америке? Зачем Вы через запятую, как соучастников, перечисляете скатывающийся к нацизму человеконенавистнический режим новоявленного русского фюрера с европейскими и североамериканскими демократиями? С каких это пор они стали для Вас на одно лицо?

Вы пишете далее: «Украинский конфликт показывает: одержимость властью и стремление к господству не изжили себя». В этой фразе всё как будто верно и одновременно — всё лукаво. Во-первых, я бы на Вашем месте хорошенько подумал, правильно ли называть тот ужас, что творится в 250 километрах от меня, «украинским конфликтом». Это не конфликт, а война, цинично не объявленная агрессором и столь же цинично отрицаемая им. Она не полномасштабна ТОЛЬКО В ТОМ СМЫСЛЕ, что Россия пока что не применяла боевую авиацию для бомбардировок украинской территории; всё остальное — от реактивных систем залпового огня до ракет класса «земля-воздух» (пресловутых «Буков») было задействовано и унесло уже тысячи (!) жизней. Это не США и не Германия стёрли с неба над Украиной 300 человеческих жизней, — это квалифицированно (поверьте: для этого требуется серьёзная квалификация) сделала Россия в ходе русско-украинской необъявленной войны, которую Вы называете «украинским конфликтом». 

Что же касается второй части цитированной фразы («одержимость властью и стремление к господству не изжили себя»), то она повисает в воздухе. Чью одержимость властью Вы избегаете назвать, кого имеете в виду? Господина Обаму? Госпожу Меркель? Или может быть, всё-таки — президента России?.. 

Господин Вендерс, Вы же художник — Вы не можете не понимать: умолчание имеет скверную особенность: иногда оно весьма некстати вопиет! Это только кажется, что у Вас не поворачивается язык назвать истинного виновника геополитической катастрофы, в которую мы все ввергнуты по его милости, — на самом деле Вы не в первый и не в последний раз в этом письме жирно подчёркиваете, что отказываетесь видеть разницу между нападающим и обороняющимся, между преступником и жертвой, между насильником и изнасилованным. Ваш прекраснодушный гуманизм оборачивается бесчеловечным релятивизмом! Размазывая, растягивая ответственность на всех, Вы де-факто поступаете как адвокат дьявола. Сквозь ваши возвышенные слова о мире начинает прорываться фальцет цинизма.

Всем нам знакома фигура беспринципного адвоката. Вкратце его аргументация звучит примерно так: «Господа присяжные, да, мой подзащитный монстр, — но давайте будем реалистами и гуманистами. Его жертвы — мертвы, в силу этого они уже ни в чём не нуждаются, а мой подзащитный — страдает. Вы видите, как он расстроен, как он недоволен, какое у него плохое настроение? На нашем с вами месте было бы безответственно игнорировать тот факт, что мы и в будущем будем вынуждены сосуществовать с ним, а не с его жертвами. Поэтому давайте приложим максимум усилий для его социальной реабилитации, попытаемся вновь сделать его полноценным членом общества, учтём его многообразные потребности и тем самым, возможно, понизим уровень его агрессии» — и т. д. Вам это ничего не напоминает, господин Вендерс?
Через всё Ваше Обращение к немецкому правительству, депутатам и журналистам красной нитью проходит уравнивание россиян, вот прямо сейчас, в эту самую минуту, несмотря ни на какие Минские договорённости о перемирии, убивающих моих ни в чём не повинных сограждан, — с европейцами и американцами. Вы не устаёте подчёркивать (цитирую): «На Востоке и на Западе в равной мере. Американцы, европейцы и русские потеряли основную идею: навсегда искоренить войну из практики своих отношений». Вы что, обвиняете и немцев в том, что они потеряли «идею искоренить войну»? 
Вы пишете о «Парижской хартии для новой Европы»: «На основе совместно принятых принципов и первых конкретных мероприятий должен был быть воздвигнут “Общий европейский дом”, обеспечивающий одинаковую безопасность всем государствам-участникам. Эта цель послевоенной политики не достигнута до сих пор. Народы Европы снова испытывают страх»… Я бы сказал, что и эта констатация повисает у Вас в воздухе, — если бы не был крайне изумлён тем выводом, который Вы из этой констатации делаете. В очередной раз НЕ назвав того, по чьей милости мы все оказались в таком, извините за недипломатическое выражение, кровавом дерьме, Вы с замечательным самообладанием тут же заявляете: «Мы, нижеподписавшиеся, призываем федеральное правительство — сознавать свою ответственность за мир в Европе. Европа нуждается в новой политике разрядки. Это возможно только на основе одинаковой безопасности для всех на условиях равноправия и взаимного уважения всех партнеров».

Что ни фраза, то перл! Вы, не удосужившиеся, по-видимому, даже поверхностно ознакомиться с истоками, масштабом и чудовищностью того «конфликта», о котором судите с такой самоуверенностью, по сути дела, обвиняете федеральное правительство в безответственности — коль скоро Вы призываете его эту ответственность, наконец, осознать. Вы позволяете себе говорить о потребности в РАВНОЙ безопасности… Вы себя слышите? Кому Вы это говорите? Фрау Меркель? Чьей безопасности угрожает её «безответственная» политика? Российской? Германской? Кого Вы называете (в который раз не называя) равноправным и уважаемым партнёром?

Вы пишете далее: «Потребность россиян в безопасности так же законна и ярко выражена, как и потребность немцев, поляков, жителей стран Балтии и Украины». Кому Вы это объясняете? Укажите, пожалуйста, на того, кто словом или делом настаивал бы на НЕЗАКОННОСТИ потребности россиян в безопасности. Кто, где и когда пытался безопасность россиян оспорить или нарушить?!

Такой человек есть, обитает он в Кремле, и Вы не можете этого не знать. Но бросаете ни на чём не основанные безответственные обвинения своей канцлерин, которой и без Вас забот хватает.

Обращаясь к депутатам Бундестага, Вы пишете: «Кто только создает образы врагов и выдвигает односторонние обвинения, тот обостряет напряженность в период, когда требуются сигналы к разрядке обстановки. Интеграция вместо изоляции — таким должен быть лейтмотив действий немецких политиков». Как Вам не стыдно, господин Вендерс! Я-то думал, это реальный враг аннексировал у Грузии Абхазию и Южную Осетию, де-факто превратил в свой плацдарм молдавское Приднестровье, объяснил Казахстану, что у того никогда не было государственности, аннексировал украинский Крым и месяцами методично убивает украинских граждан на украинской земле, но судя по Вашим словам, никакого врага нет — его «создают» немецкие политики.

Вы призываете немецких журналистов «более убедительно, чем до сих пор, выполнять свою обязанность непредвзятого освещения событий» и обвиняете их в том, что «авторы передовиц и комментаторы демонизируют целые народы, не отдавая должного их истории». Просто нет слов… Это как если бы Вы начали упрекать американских журналистов в том, что они во время Второй мировой войны «демонизировали» немцев и японцев. Что Вы делаете, как у Вас язык поворачивается бросать ТАКИЕ обвинения?!.
Если бы под этим письмом не стояли подписи людей, о некоторых из которых (не обо всех) я до этого слышал немало хорошего, я подумал бы, что написано оно в Кремле: столь неубедительны, топорны, а главное — по сути своей бесчеловечны те пустые и голословные утверждения и призывы, которыми оно исполнено.

По всему видно: 

1) Вы и Ваши соавторы не знакомы или не пожелали ознакомиться с причинами, сутью, характером и масштабами русско-украинской войны;

2) Вы очень боитесь, что эта война докатится до Вас, и считаете, что бессодержательные благоглупости, которыми, как изюмом булку, Вы начинили своё письмо, — это очень эффективное средство помочь федеральному правительству наконец-то взяться за ум и начать ублажать агрессора;

3) Вы писали это письмо с позиции некоего Высшего Морального Ареопага, которому, в отличие от немецкого правительства, видна истинная картина происходящего, — Ваше самомнение просто поразительно;

4) Вы, видимо, полагаете, что, критикуя своё правительство с явно пророссийских позиций, хеджируете свои риски — на случай, если русско-украинская война перерастёт всё-таки в русско-европейскую.

Ваше письмо произвело бы на меня гораздо более гнетущее впечатление, прочти я его полгода назад. Сегодня, к счастью, я знаю: дело не в том, что победа будет за Украиной, — дело в том, что поражение неизбежно будет за Россией. И то, что Вы этого не видите, не понимаете, но при этом позволяете себе с апломбом поучать людей понимающих, обесценивает не только Ваши слова, но и Ваши подписи, то есть — Ваши имена.
Господин Вендерс, за несколько лет до холокоста Сталин УМОРИЛ ГОЛОДОМ более трёх миллионов украинцев за одну зиму 1932—1933 годов. Американский журналист Уолтер Дюранти в 1932 году получил Пулитцеровскую премию за серию статей, в которых расписывалась сытная и свободная жизнь умиравших от голода украинских крестьян в коммунистическом раю. Этот позорный факт широко известен, множество людей и организаций, включая газету The New York Times, вот уже который год борются за дезавуирование этой награды. Вам это ни о чём не говорит? Репутацию зарабатываешь всю жизнь, а теряешь за пять секунд, поставив свою подпись под коллективным письмом, содержание которого, вне зависимости от степени Вашего в нём участия, отныне и навеки будет связано с Вашим именем и останется на Вашей совести. Неужели Вы не знаете, что в толпе люди ведут себя хуже, чем индивидуально? Что общего у Вас с господином Шрёдером, находящимся на содержании у Путина? Я не понимаю, на что и во имя чего Вы решили променять своё доброе имя.

Когда люди, побывавшие в заложниках, подвергшиеся там истязаниям и чудом выжившие, заболевают «стокгольмским синдромом»: начинают искать оправдания террористам и обвинять самих себя, что это «мы их довели», я понять это — способен; но когда по сути дела то же самое говорят сытые и равнодушные посторонние наблюдатели, цинично прикрывающиеся, как непробиваемой бронёй, своей благонамеренностью и политической корректностью, — возмущению моему нет предела. Мне очень, очень, очень подозрительны попытки перекладывать ответственность с больной головы на здоровую и попытки разделить-размазать вину на всех, равно на правых и на виноватых.
Венчает Ваше словоблудие пассаж, который можно было бы назвать апофеозом вздора, если бы всё Ваше Обращение не было свалкой таких апофеозов. Я говорю об упоминании Вами Гитлера — типичной «оговорке по Фрейду». Вы с Вашими соавторами, кажется, не замечаете, что призываете Европу и Северную Америку к соглашательству с новоявленным фюрером, купающимся в лучах крайнего национализма и яростной ксенофобии, которые день ото дня всё меньше отличаются от германского нацизма 1930-х годов.

Господа, хотите вы этого или нет, но вы, именно вы заявили своим письмом, что ваша идеология — не борьба за мир, а коллаборационизм. Вы — истинная пятая колонна Европы, потому что противопоставляете свою трусливую беспринципность фундаментальным европейским ценностям: свободе и праву.

Господин Вендерс, примите уверения в моём совершенном к Вам и вашим соавторам неуважении: вы все вместе совершили злой и глупый поступок, по сути дела надругавшись над памятью безвинно убитых русскими украинцев, от имени которых я беру на себя тяжкую ответственность сказать Вам: Ваше Обращение — плевок на их могилы.

 Поділитися