• Рубрики / Тероризм
• Рубрики / Право на життя
• Рубрики / Право на справедливий суд
Отчет о правозащитной миссии в Мариуполь и Волноваху
Харьковская правозащитная группа (далее ХПГ) совместно с немецкой неправительственной организацией «Европейский обмен» с участием представителей неправительственных организаций Российской Федерации при поддержке Министерства иностранных дел Федеративной республики Германии осуществляет международную миссию с целью мониторинга соблюдения прав человека в Донецкой области и Луганской областях, на территориях подконтрольных украинским властям
В рамках миссии с 23 по 26 декабря был проведен визит в города Донецкой области Мариуполь и Волноваху.
Участники визита;
Владимир Глущенко, ХПГ, Харьков Украина
Юрий Гуков, ХПГ, Харьков, Украина
Людмила Клочко, ХПГ, Харьков, Украина
Яна Пылаева, ХПГ, Украина
Виссарион Асеев, РФ, Киев
Тим Боше, Германия, Берлин
Группа наблюдателей выражает благодарность всем служащим органов местного самоуправления, журналистам, представителям неправительственных организаций и политических партий, гражданам упомянутых городов, согласившихся поделиться с нами своими наблюдениями, впечатлениями, известными им фактами.
Разрушения
С 23 февраля в Мариуполе проходили пророссийские митинги. 7 апреля сепаратисты захватили здание городской администрации. С 16 апреля здание городского совета было полностью под контролем боевиков – введен пропускной режим, запрещена фото- и видеосъемка, вывешены списки «фашистов». 9-го мая в городе произошел серьезный конфликт пророссийски настроенных сепаратистов и украинских силовиков, в ходе которого начался пожар в здании городского управления милиции. В ходе операции украинских вооруженных сил 13-14 июня Мариуполь был освобожден.
В центре Мариуполя на момент визита было 2 серьезно пострадавших административных здания – здание городского совета и городское управление милиции. Оба пострадали не в результате военных действий, а весной, во время захвата сепаратистами. На окраинах Мариуполя есть разрушения, полученные в результате обстрелов пригородов Мариуполя осенью, в сентябре-октябре: в районе Талаковки повреждены частные дома и газопровод. В день визита мониторинговой группы в результате террористического акта взорван железнодорожный мост через реку. В результате взрыва мост полностью выведен из строя – железнодорожное сообщение с портом и металлургическим комбинатом прекращено.
В здании городского управления милиции ведутся восстановительные работы. Здание городского совета не восстанавливается. Местные жители не очень уверенно говорят о том, что они слышали, что восстановить здание горсовета невозможно. Газопровод в Талаковке восстановлен. На месте подрыва моста уже ведутся работы для восстановления движения по железной дороге. Помощь в восстановлении железнодорожного сообщения обещает «Метинвест» – металлургическое предприятие, для которого жизненно необходимо иметь железнодорожное сообщение.
Волноваха, районный центр, важная железнодорожная станция между Донецком и Мариуполем, на момент визита не имела разрушений.
Взаимооотношения украинских военных и местного населения
С городским Головой Мариуполя нам встретиться не удалось, но его заместители заверили нас, что серьезных инцидентов не зафиксировано. В Штабе обороны Мариуполя (общественная организация) нам также не смогли назвать сколько-нибудь значимых недоразумений, связанных с украинскими военными после освобождения. Наши наблюдения таковы. 23 декабря вечером в центре города мы не встретили ни одного вооруженного патруля. Жители, пожимая плечами, говорили, что военных встречают, но редко: патрулирует местная милиция. В штабе обороны нам сообщили, что к патрулированию города присоединились и местные активисты. Но уже 25 декабря город патрулировали украинские силовики.
Денис Гаврилов, зам. начальника Штаба обороны Мариуполя, уверен, что подавляющее число мариупольцев не хотят возвращения ДНР, поддерживают украинские вооруженные силы, в городе развито волонтерское движение по поддержке армии и помощи ВПЛ.
В Волновахе в день визита, как сообщил нам зам. городского Головы, Исмиханов Игорь Сейдумович, должна была состояться встреча руководства вооруженных сил и военной прокуратуры с местными предпринимателями. В предыдущем отчете мы отмечали, что мирные жители с опаской относятся к украинским военным, когда видят, как те покупают спиртные напитки. На момент нашего визита в Мариуполе и Волновахе распространено указание главы государственной администрации Донецкой области о запрете продажи спиртного людям в форме. Предприниматели, владельцы магазинов стали опасаться, что продавцам будет сложно отказывать военным, имеющим оружие. Г-н Исмиханов отметил, что жалобы населения есть, но обычно это мелкие конфликты, которые оперативно разрешаются. Серьезных инцидентов не наблюдалась. Вместе с тем жители Волновахи, с которыми удалось поговорить на улице, вспоминали, как не на шутку волновались в начале сентября, когда украинские военные покинули город – опасались прихода боевиков «ДНР».
Расследование преступлений
В период с 23 февраля по 14 июня 2015 г. в городе Мариуполе происходили столкновения «майдановцев» и «антимайдановцев», а также сепаратистов с украинскими вооруженными силами и проукраински настроенными жителями. В результате столкновений были убитые и раненые (16 апреля – во время штурма воинской части, 9 мая – во время штурма милиции и горсовета). По разным данным погибли от 10 до 23 человек. В Штабе обороны Мариуполя неизвестно о ходе расследований этих событий, официальных сообщений также не было.
Гуманитарная ситуация
В городе Мариуполе на момент визита гуманитарная обстановка не вызывала опасений: работали все объекты инфраструктуры, магазины, рынки, банки, банкоматы, школы, детские дошкольные учреждения, лечебные учреждения. Пенсии, зарплаты работникам бюджетной сферы выплачиваются без задержек. В Мариуполе работают крупные предприятия и морской порт.
В Волновахе также работают магазины, рынки, банкоматы, школы и детские садики, выплачиваются социальные выплаты. Но обстановка в Волновахе осложнена тем, что железнодорожная станция и вагоноремонтный завод не могут работать в полную силу из-за боевых действий – железнодорожное сообщение с Донецком приостановлено. Поэтому железнодорожники перешли на 3-х дневную рабочую неделю. Игорь Исмиханов, заместитель Волновахского городского головы, отметил нехватку лекарств и объяснил это нежеланием перевозчиков доставлять грузы в зону, близкую к боевым действиям. Такое же положение с доставкой запасных частей для нужд водоканала. Однако в аптеках нас заверили, что есть возможность приобрести все необходимые лекарства. А на наш пересказ слов заместителя мера ответили, что город не перечислил аптекам деньги за инсулин, поэтому больше в долг они лекарства отпускать не будут до погашения предыдущих долгов.
Как в Мариуполе, так и в Волновахе недостаточно наличных денег в банкоматах, поэтому очереди к банкоматам выстраиваются с раннего утра. Большинство магазинов и аптек оборудованы терминалами для обслуживания кредитных карт. Очереди к банкоматам местные жители связывают с наплывом пенсионеров из неподконтрольных украинским властям территорий. Волноваха, вообще ближайший к границе с неподконтрольной территории пункт, поэтому и проблемы там выглядят более значимыми.
Что касается Волновахского района, то, по словам заместителя главы районной администрации Виталия Васильевича Мавроди, главные сложности в 2014 году возникли из-за присоединения к району смежных территорий местных советов Тельмановского и Новоазовского районов, которые оказались либо на территории, неподконтрольной украинским властям, либо прямо в зоне боевых действий. Визит происходил в конце года, поэтому есть надежда, что в 2015 году бюджет Волновахского района будет принят с учетом изменения административных границ.
Сложности коснулись социальных выплат, штатов районной администрации, обеспечения потребности в инсулине. В районе 82 населенных пункта и около 40 тыс. населения льготных категорий. Дополнительно в 2014 году не выделялись лекарства, поэтому дефицит покрывался за счет волонтеров и благотворительной помощи. Так, дополнительно инсулином обеспечил народный депутат О. Ляшко. Летом 2014 года в районном роддоме отсутствовала холодная вода. Скорые помощи не всегда могли доехать до населенных пунктов, находящихся в районе боевых действий. Но в целом с ситуацией справляются.
Временно перемещенные лица
В Мариуполе, Волновахе и близлежащих населенных пунктах большое число людей переехавших с неподконтрольных Украине территорий. Следует отметить, что регистрация ВПЛ в г. Мариуполе проходит в день, когда человек предоставил пакет документов. Отсутствует очередь и талоны на следующий год. Следует отметить хорошую организацию работы социальных служб. Заместитель мера Т.А. Ломакина сообщила, что сессия городского совета своим решением добавила штаты в социальных службах за счет городского бюджета.
В Волновахе положение несколько сложнее, что объясняют большим количеством «пенсионных туристов» – людей, которые постоянно проживают на неподконтрольных территориях, но регистрируются в Волновахе для получения социальных выплат. Действительно, мы встретили людей, получивших деньги в банкомате и спешащих на автобус до Донецка. Жилой фонд Волновахи довольно ограничен. Есть старое общежитие, но нет денег на ремонт, чтобы это общежитие можно было использовать.
В Мариуполе, как нам объяснила Татьяна Анатольевна Ломакина, на момент визита находилось около 20 тысяч ВПЛ. В городе есть место компактного поселения для ВПЛ, но это нежилое помещение, отремонтированное и дополнительно оборудованное городом. Сложность заключается в том, что здание находится в ведении Министерства инфраструктуры , что мешает оперативно передать его в коммунальную собственность города.
Все работники социальных служб, озабочены тем, что не могут зарегистрировать всех ВПЛ, так как Распоряжение КМУ за № 1085 от 07.11.2014 г. содержит Перечень населенных пунктов, который не полностью отвечает действительной ситуации. Так в Перечень входит, например, Новоазовский район, но нет самого г. Новоазовска. Письмо Министерства социальной политики, в котором рекомендуется пользоваться не только Перечнем, но и регистрировать как ВПЛ людей выехавших из близлежащих населенных пунктов, грешит неконкретностью. Поэтому работники социальных служб вполне обоснованно опасаются, что проверки правильности назначения выплат людям «из близлежащих» мест могут обернуться для социальных работников серьезными неприятностями.
В Мариуполе работает комиссия городского совета по оказанию помощи жителям Талаковки, Сартаны, поселков, подвергшихся обстрелу террористами. Из городского бюджета выделены деньги на помощь ВПЛ, переоборудовано помещение для компактного места проживания. Помогает Верховный комиссар ООН по делам беженцев - оплатил зимнюю одежду для детей ВПЛ, Международный Красный Крест выделил около 3, 5 тыс. продуктовых ваучеров по 200 грн. каждый. «Врачи без границ» передали медикаменты. Наверное, названы не все, кто оказывал помощь. Но, главное – это жители Мариуполя, которые помогали и продолжают помогать переселенцам. Т.А. Ломакина так же, как и Штаб обороны отмечает очень сильное волонтерское движение в Мариуполе.
Маршрут следования
Понимая необходимость ограничения свободы передвижения в зоне АТО, основанной на Законе Украины «О борьбе с терроризмом», миссия отмечает, что применяемое на территориях подконтрольных правительству Украины ограничение свободы передвижения может угрожать праву на жизнь гражданского населения, так как в основном "блок-посты", на которых осуществляется пропускной режим в город и из него, и те, которые служат для защиты от вторжения, находятся в городской черте города Мариуполя, в некоторых местах непосредственно возле домостроений. На этих "блок-постах", как и на многих тех, через которые пролегал маршрут миссии из Харькова в Мариуполь и обратно, находятся вооруженные люди без опознавательных знаков, которые требуют остановки транспортного средства и, не представляясь, проверяют его и проверяют документы людей перемещающихся в нем. Вооруженных людей невозможно идентифицировать по принадлежности к тому или иному подразделению, так же на "блок-постах" нет информации куда или к кому обращаться гражданскому населению в случае нарушения его прав на территории "блок-постов". Такая ситуация может привести к безнаказанному насилию к гражданскому населению со стороны неидентифицируемых вооруженных людей, и может способствовать нарушению права на жизнь.
За все время миссии в районе Мариуполя только на одном "блок-посту" все вооруженные люди были с опознавательными знаками (шевроны на рукаве), и проверяющий документы представился и разъяснил, к какому подразделению относится их группа. Это был лейтенант милиции Поливода из подразделения национальной гвардии "Полтава".
На "блок-посту" который расположен по улице Советская в селе Виноградное, пригороде Мариуполя, через которое осуществлялся пропускной режим в сторону Новоазовска, документы у участников миссии проверили три службы: представители МВД, Таможенной службы и СБУ. Только у сотрудников Таможенной службы были на одежде идентификационные знаки. Но сотрудник МВД, майор (фамилию не запомнил), представился как старший поста, в то же время сотрудник СБУ больше всех интересовался нашей миссией, докладывал своему начальству и объявил нам, что наше присутствие нежелательно на этом посту. Все эти действия указывают на то, что в случае нарушения прав человека на этом "блок-посту" не удастся установить ответственного за подобные действия.