Несколько тезисов о «законе про декоммунизацию»
1. Правильный алгоритм действий по декоммунизации должен выглядеть так:
а) Внесение изменений в Конституцию Украины (в соответствии с ч. 2 ст. 7. Европейской конвенции) позволяющую обратную силу закона в случае совершения преступлений, в соответствии с общими принципами права, признанными цивилизованными странами.
б) Суд над преступлениями коммунистического режима. Настоящий Нюренберг-2, процесс, обвинительное заключение и решение, которое войдет в анналы истории. Кстати, правовой вывод, а фактически – прообраз обвинительного заключения, – читайте тут: http://library.khpg.org/files/docs/1386229159.pdf
в) Принятие запретительных законов, подобных этому, но мягче и конкретнее прописанных. А то по нашему закону, после запрещения пятиконечной звезды под запрет попадет даже вьетнамский бальзам «Звездочка».
2. Пункт (в) все равно вызывает сомнения с точки зрения свободы слова как абсолютной предправовой категории. Американский опыт с их 1-й поправкой к Конституции демонстрирует, что побеждает тот, у кого свобода слова неограниченна.
3. Переименовывать населенные пункты и сносить памятники коммунистическим идолам необходимо, потому что:
а) Символы в борьбе с дьяволом имеют ключевое значение.
б) Символы формируют сознание. Я не хотел бы, чтобы мои дети жили на улицах, названных в честь Гитлера, Сталина, Ленина или какого-нибудь Постышева.
4. О музейности. Памятники, таблички, указатели – в музеи тоталитаризма. Под это дело нужно целые парки выделять на окраинах городов, под контролем Института исторической памяти.
5. В Южной и Центральной Европе – странах, пострадавших от фашизма намного больше, чем от коммунизма, среди интеллектуалов, в том числе правозащитников и политиков, немалое число придерживается левых взглядов. Правые для них – дурной тон. Поэтому они традиционно прислушиваются к голосу Москвы и падки на российскую пропаганду. Если мы хотим большей поддержки ЕС, мы должны с ними налаживать диалог и развенчивать российские мифы. Принятый закон вряд ли на пользу такому диалогу.
6. На фоне падения экономики колеблющимся совковым планктоном этот закон будет воспринят, как издевательство.
7. С другой стороны, для европейского континентального права это нормальный закон. В Польше, например, это конституционный запрет (ст. 13): «Запрещается существование политических партий и иных организаций, обращающихся в своих программах к тоталитарным методам и практике деятельности нацизма, фашизма и коммунизма».
Хоть умом понимаешь, что многое в принятом в Украине «законе о декоммунизации» неправильно, все равно остается приятное от него ощущение. А будет ли он на пользу, какие будут перегибы, и сколько у нас прибавится правозащитной работы в связи с его имплементацией? – посмотрим.
Теперь только так будем изображать Че? :)